В ролях: Жан Дежарден, Лоран Люка, Аньес Бланшо, Жак Франс, Жан-Франсуа Гарро, Жан-Пьер Кассель
Продолжительность – 85 м
В новом веке крепкое французское кино про немолодых полицейских, превратившееся было стараниями Люка Бессонна и прочих бойких новаторов в натуральный анахронизм, понемногу выбирается назад к свету. Франк Манкусо, сценарист и постановщик «Встречного расследования», сам, кстати, бывший коп, имеет к этому ренессансу непосредственное отношение – по его сценарию была когда-то снята мощнейшая «Набережная Орфевр, 36», одна из первых ласточек этой новой старой волны. «Расследование», режиссерский дебют Манкусо – птица того же полёта; кино сухое, тяжкое и убийственно эффективное.
Главный герой «Расследования», капитан Малиновски (Дежарден в нетипично серьёзной роли), как и положено герою данного жанра, терзается угрызениями совести – вместо того, чтобы кататься со своей девятилетней дочкой на велосипедах, как и обещал, он ответил на звонок с работы и уехал туда. По пустяковому делу и ненадолго – но за этот час дочку изнасилуют и жестоко убьют в близлежащем парке. Никакой погони безутешного отца за убийцей, впрочем, не будет – его благополучно схватят минуте на десятой и осудят и посадят (в тюремную камеру, сводящую отечественных зрителей с ума своей чистотой и ухоженностью) на пятнадцатой. А на двадцатой, после не последнего за фильм титра «Год спустя», герой получит от убийцы письмо, в котором тот вежливо сообщит ему, что он каждый день молится за его погибшую дочку и вообще-то ни в чем не виноват.
Хватаясь за историю с такими тяжеленными темами как потеря ребёнка, педофилия, вина и распад семьи, Манкусо проявляет удивительную сдержанность. Он вообще принадлежит к той редкой породе рассказчиков, которые там, где другие скажут пять слов, произнесут два – а там, где другие скажут два, просто выразительно промолчат. Поначалу вообще кажется, что он снимает кино примерно так же, как пишет протокол – медленно и методично, словно отстукивая скупые сведения на старой печатной машинке. Точнейший режиссерский расчет начинаешь замечать ближе к середине – как деликатно в фильме подаются все особенно жесткие подробности дела, как лаконично, но четко обрисовывается сопутствующая глубокая личная драма героев. То есть, отчётливо понимаешь, что если бы за эту же самую историю взялись в Голливуде, не обошлось бы без продолжительных сцен эмоциональных объяснений (что увеличило бы хронометраж до пары часов) – Манкусо же, вырисовывая этот план фильма двумя-тремя движениями, предпочитает сосредоточиться на сугубо детективной истории.
Но самое интересное в «Расследовании» припасено на финал – там Манкусо, вбрасывая парочку очень простых, но грамотно подобранных деталей, превращает вдруг отстраненное, максимально сдержанное кино в невероятно мощную драму. В этих последних минутах буквально всё встаёт на свои места – и намеренная эмоциональная скупость фильма, и периодически врезавшийся в повествование саундтрек из нервно вздрагивающих на одной тягучей ноте скрипок, казавшийся неуместно киношным в такой будто бы реалистичной и сухой истории. Вот так из протоколов получаются порой великие романы. Вот так немолодой французский экс-коп, без лишних слов и шокирующих подробностей, достигает того же уровня оглушительного воздействия, за достижение которого в фильме «Семь» одного бывшего клипмейкера как-то возвели в ранг главного голливудского вундеркинда. Финчером, конечно, Манкусо не стать, ну да и бог с ним. Если он и дальше будет снимать что-то подобное «Расследованию» (а он, скорее всего, будет), то о большем и просить не стоит.
Вердикт Кочерыжкина – мастерская полицейская драма – предельно сдержанная, но впечатляюще мощная.