Семилетняя Катя Яценко из красноярского поселка Емельяново удостоилась чести представлять Россию на международном детском конкурсе красоты и талантов. О том, сложно ли детям побеждать, и чем излишне увлекаются родители участников, мы беседовали с её мамой.
Ольга Михайловна, вы знали о прошлогоднем конкурсе «Маленькая королева мира»?
Да, мы слышали о нем, но тогда опоздали. В этом году все знакомые у нас в Емельяново, зная Катю, говорили, что нам обязательно нужно поучаствовать. Она у нас – ребенок-егоза, который везде и всегда на равных со всеми. Я ее спросила, хочешь? Катя ответила – хочу, и вот мы стали участниками.
Близкие были за или против её участия в конкурсе?
Папа был против. Точнее, он изначально не воспринимал всерьез нашу затею. И материальная сторона вопроса его не устраивала, он считал, что лучше поехать отдохнуть куда-нибудь, чем тратиться. Вступительный взнос для желающих – 9 тысяч рублей.
Кто же принял окончательно решение об участии в конкурсе «Маленькая мисс мира»?
Решение приняла я. Конечно, Катя достойна того, чтобы участвовать в конкурсе. Она очень талантливая – с 5 лет она занимается в модельном агентстве, три года ходит в музыкальную школу по классу фортепиано, участвовала в музыкальных конкурсах. Поет в нашем Дворце культуры, мы ходили даже на индивидуальные занятия по фольклору, хотели научиться петь русские народные песни, Пока, правда, из-за больших нагрузок в школе мы приостановили занятия, но я бы очень хотела, чтоб Катя умела исполнять народные песни, это её тип, такой тип русской девушки. Ещё занимаемся плаванием, катаемся на лошадях.
А в общем – как вы относитесь к проведению таких детских конкурсов красоты?
Идея мне импонирует. Единственное, взрослые совершают ошибку, делая из конкурсов коммерческое предприятие. Можно сделать красивое действие, веселое, интересное, когда эта область разовьется, будет интереснее, сейчас это больше коммерческое шоу для взрослых, а не для детей.
Ольга Михайловна, конкурсы – нелегкое испытание для детей. Как Катя себя чувствовала?
Да, я согласна с вами. Детям сложно, детям тяжко, но им очень нравится ходить в бальных платьях. Еще мне кажется, многие родители чрезмерно стараются с макияжем для детей – клеят накладные ресницы, делают им слишком кукольные лица. И у нас был макияж, но простой: накрасили ей губы, а через полчаса они были уже ненакрашенные. Как бы мы ни старались подкрасить что-то, навести блеск, – это нам мало удавалось (смеется). Вот какая есть, такая есть. Что касается самочувствия… да, с детьми работали психологи, это очень помогало, но все равно это атмосфера конкурса. Многие нервничали, больше родители, конечно. Я наблюдала, как мама прилюдно накричала и обругала ребенка. Я считаю, что это недопустимо. Лучше сделать замечание спокойно, когда этого никто не видит и не слышит. Хотя больше я нервничала, а мой ребенок был абсолютно спокоен.
А Катя чего хотела от этого конкурса?
Больше всего она хотела получить корону. Когда заговорили о конкурсе, она захотела попасть в Болгарию. Пришлось объяснить, что прежде чем попасть в Болгарию и получить корону, нужно показать себя, выиграть в творческом этапе. Нужно было объяснить процесс этого достижения.
Что понравилось Катерине в конкурсе?
Вы знаете, она у меня очень любит общаться. А там было такое количество детей всех возрастов, что она пребывала просто в диком восторге, носилась с ними, разговаривала, что-то обсуждала, играла. Она и сама хочет себе маленького братика или сестренку, просит у меня.
Костюмы для выступления сами делали?
Мы взяли на прокат обычный кокошник, в театре музыкальной комедии, обшили его, все эти бусины, весь этот мех, всё моими руками сделано. И платье я полностью делала сама.
Ольга Михайловна, а вы лично как родители что подарили дочери за победу?
Знаете, я стараюсь дарить подарки авансом, а не так, что «ты вот это сделай, и тогда я тебе что-то куплю». Я сразу предложила: «Катя, будет очень сложно, но ты, будь добра, выдержи. Давай сейчас пойдем в магазин, и ты выберешь любую игрушку, которая тебе только понравится». Пошли мы с ней, купли какую-то Барби-танцовщицу, и вот она с этой Барби ходила на репетиции, хотела, что кукла смотрел, как её хозяйка занимается. Еще бывает, куплю ей подарок и говорю: «Катя, давай так, я уезжаю в командировку, ты должна вести себя хорошо не только с папой, но и с дедом, потому что дед и бабушка пожилые, их можно обидеть ненароком».
Бывает, что наказываете?
Конечно, ну а как без этого? Могу наказать, допустим, не разрешить пойти в бассейн.
Действует?
Действует. Она осознает, что это не просто так. Родители помоложе, я в себе это помню, упускают ребенка, спуская ему многое. Хорошо, что мы старше сейчас, относимся к этому серьезнее. Папа с ней по-взрослому себя ведет, серьезно, он ее балует, но в то же время она его очень слушается. Если папа сказал, всё, это уже непререкаемо.
Вы собираетесь в дальнейшем заниматься с дочкой в сфере индустрии красоты?
Двигать, я думаю, не нужно, потому что потом ничего особенного не будет. В показах мы и сейчас участвуем. Были в показах вместе с прошлогодними девочками-победительницами. Я видела, что Катя свободно держится, а дальше, считаю, для ребенка перспективы никакой нет. Просто ей будет неинтересно этим заниматься. Мы отправим или петь, или танцевать, чтобы она увлекалась чем-то более серьезным. А в этой области максимума мы пока достигли.
А потом, когда она станет постарше?
Девушки начинают работать моделями лет в 16. Думаю, с 10 до 16 у нас будет большой перерыв. Дальше – она сама решит.
Если бы вы были в ее возрасте, вы бы согласились поучаствовать в подобном конкурсе?
Если бы у меня была такая мама, которая поможет во всем, то, да, с удовольствием!
Какие мысли по поводу творческого номера, с которым поедете в Болгарию?
Некоторые идеи есть, как представить номер. Хотим подготовить номер на песню «Катюша» на современный лад: ребята будут танцевать брейк вместе с Катей, текст песни будет на английском со таким смыслом: «Я Катюша из Сибири. Приехала к вам, давайте дружить!». В подготовке нам помогают учителя наши школьные, готовят вместе с нами песни на английском языке. Катя вместе с ними выучит песню, мальчишки выучат танцы, потом мы все это соединим в июне.
Что за мальчишки? Специально будете приглашать танцоров?
Нет, мальчишки старше ее, 17-18 лет, знакомые из Емельяново. Мы постоянно ходим на концерты у себя там, и Катюша как-то увидела их выступление. Они были в костюмах бабок, но танцевали брейк. Это было года 4 назад. Ну вот, нам понравилось, и мы запомнили, что есть такие ребята. Обратились к ним, они не отказались, и когда соединили номер: ребята пришли, Катюша показала, что она умеет, я, честно говоря, была приятно удивлена. Поэтому решили воплотить именно эту идею. Просто у нас в школе вместо физкультуры ведут спортивные танцы, так что все, что Катя умеет – заслуга нашего учителя.
Награждение Катино помните? Какие были ощущения?
Я пыталась вспомнить, как все прошло – половины не помню, не помню, когда объявили, как надевали на голову корону. У нас даже папа плакал, хотя изначально не приветствовал затею.
А что такое детская красота, на ваш взгляд?
Чистота и доброта. Для чего мы живем? Для наших детей, чтобы у них все было красиво и радостно, потому для них ничего не жалко. Ребенок из детства должен вырастать добрым, это самое главное.
Беседовала Нина Мачнева