В ролях: Роберт Дауни-младший, Гвинет Пэлтроу, Джефф Бриджесс, Терренс Хауард, Лесли Бибб, Джон Фавро, Шон Тоуб, Кларк Грегг
Продолжительность – 126 м
Едва ли не первое, что хочется сделать после «Железного человека» - это торжественно выкрикнуть что-нибудь вроде «Видали, как надо?!» Правда, кому конкретно должен быть адресован подобный выкрик, понятно не очень – видимо, авторам вроде Майкла Бэя или Роланда Эммериха, тратящим бешеные студийные бюджеты на размашистый шлак (см., например, худ-фильмы «Трансформеры» или «10000 лет до н.э.»). Потому что «Железный человек» - это, говоря совсем коротко, блокбастер в практически идеальном виде. Можно сказать, эталон.
А ведь ничто не предвещало такого поворота событий. Поначалу «Железный человек», наоборот, казался чем-то вроде грандиозной авантюры. Комиксовый гигант Marvel продюсировал его чуть ли не самостоятельно, угрохав на фильм кучу денег. Распоряжаться этими деньгами посадили режиссера Джона Фавро – творца, так скажем, любопытного, но довольно неровного (его «Эльф» с Уиллом Феррелом отлично окупился, но был почти невыносим, а его «Затура» была просто отличной, но почти не окупилась). Фавро, в свою очередь, набрал в проект актёров, известных чем угодно, но только не главными ролями в кассовых блокбастерах со спецэффектами – из основного состава разве что Гвинет Пэлтроу довелось побегать среди нарисованных роботов в «Небесном капитане и мире будущего», остальные же всю жизнь занимались материями чуть более тонкими. И, тем не менее, всё у них получилось почти сногсшибательно.
Как показывает практика, фильм по комиксу только выигрывает, когда актёров в него набирают не за звездность или смазливость, а за талант и харизму (примеры положительные – «Хэллбой», «Бэтмен: начало», примеры отрицательные – «Фантастическая четверка» раз, «Фантастическая четверка» два). С «Железным человеком» ровно так и вышло. Дауни-младший в главной роли здесь просто герой – сногсшибательно выглядит, в мгновение переключается с комедии на драму и обратно, и вообще, излучает такое море обаяния, словно у него и правда где-то встроен миниатюрный ядерный реактор. Даже из кропотливой работы за столом с паяльником (а это едва ли не треть фильма) или пикировки с собственным оборудованием у него получается уморительный бенефис. Пэлтроу почти светится и снайперски бросается отточенными репликами, Бриджесс излучает угрозу одним только диковинным сочетанием обритой наголо башки и седой бороды.
Режиссер Фавро тоже проявляет поразительное мастерство – в этом фильме он больше всего напоминает ловкого жонглёра, постоянно подбрасывающего себе всё новые и новые шарики. Хоп – включилась упоительная комедия, хоп – добавилось личной драмы героя, хоп – началась романтика, хоп – появилось неожиданное серьёзное для комикса антимилитаристское направление. Хоп, хоп, хоп – и у любого менее ухватистого специалиста этакая куча шариков давно рассыпалась бы по полу, а у Фавро всё лихо и весело летает и искрится в лучах софитов. Правда, из-за такого изобилия натасканных в фильм тем (как бы смешно это ни звучало, тут есть ещё и отличная сатира, и довольно злободневное политическое высказывание), «Железный человек» может показаться перегруженным и неподъемным для тех зрителей, для которых вроде бы и снимают кино по комиксам – для детей. Так что родители, берите на карандаш – детям младше десяти лет на «Железном человеке» делать абсолютно нечего. А вот те дети, что от двадцати и выше – те должны быть только в восторге.
Вердикт Кочерыжкина – практически безупречное комиксовое кино – правда, адресованное в первую очередь тем детям, что заметно старше школьного возраста.