Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Пой, моя гитара, пой, или и один в поле воин

Пой, моя гитара, пой, или и один в поле воин

27.06.2008
2

Казалось бы, нет на свете инструмента скучнее гитары, правда? Вернее, не так – не скучнее, а понятнее. Что с ней такого, казалось бы, можно сделать, чего ещё не никто не делал – да ничего! Это вам каждый, кто орал под неё на кухне «Чайфов», уверенно скажет.

Ну, а я им отвечу – ничего подобного. И в качестве примера расскажу о двух удивительных людях, которые мне попались относительно недавно. Оба работают в одиночку – на их выступлениях на сцене один человек и гитара, и всё. Оба вытворяют с ней нечто совершенно невероятное – и при этом друг на друга непохожи совершенно. У обоих к тому же совершенно умопомрачительные имена – один зовётся Йоавом, другой Игнатцем. Красавцы, ёлки.

Впрочем, у Йоава, в отличие от второго, имя настоящее – израильское просто. Сын оперной певицы, родившийся в Кейптауне, выросший в Израиле и ныне проживающий в Лондоне. Формально исполняет чувственные юношеские поп-песни - с уверенным ломким битом и проникновенными мелодиями. Штука только в том, что всё это он делает с помощью одной только гитары. Биты отстукиваются рукой по корпусу или грифу, струны используются для создания как мелодических, так и ритмических фигур. В концерте каждый элемент песни сначала исполняется, потом тут же запускается лупом с помощью примочек, а дальше идёт собственно песня вживую. По описанию звучит сложновато, но на деле выходит музыка предельно, невероятно понятная. Тут вот
можно посмотреть, как это всё выглядит на сцене - по моему, это совершенно невероятно.

Игнатц (он же Брэм Девенс, бельгиец) работает схожим образом - у него на сцене есть гитара и дикая куча примочек, через которые он пропускает весь звук. Вот только там, где у Йоава выходит отличная мелодичная поп-музыка, Игнатц делает кое-что покруче. Его вещи напоминает какие-то древние негритянские блюзы или народные песни, которые сто лет назад забыли в кладовке, а они лежали там и всё это время медленно трансформировались, как если бы были органическими какими-то продуктами, или даже живыми существами. Получаются такие тягучие, как нефть или смола, не потоки даже, а комья  звука, сквозь которые, как сигнал сквозь радио помехи с расстояния в чёрт знает сколько тыщ километров, пытается пробиться наружу голос. Здесь есть несколько ссылок на видео - смотрится это тоже довольно-таки странно (и круто). Вообще, всё это дело вселяет какую-то дикую надежду на будущее - если люди умудряются с такими вещами, как гитара, изобретать что-то столь радикально непохожее на её привычное звучание, значит, ещё есть что придумывать и с чем экспериментировать.

С.М.

Рекомендуем почитать