Режиссер — Саймон Хантер В ролях: Рон Перлман, Томас Джейн, Джон Малкович, Девон Аоки, Бенно Фёрманн, Анна Уолтон, Шон Пертви Продолжительность — 111 м
О главном, наверное, стоит сказать сразу же — такого, как в фильме «Хроники мутантов», на большом экране нынче не увидишь. Впрочем, стоит ли стремиться к тому, чтобы это увидеть — это уже совсем другой вопрос, ибо факт уникальности «Хроник» не гарантирует ровным счётом ничего помимо самого себя. Если в этом фильме и есть какое-то обещание удовольствия, то удовольствие это будет довольно специфического толка. В основном такой щекочущий восторг пополам с ужасом, от которых всё время хочется зажмуриться и прошептать самому себе «Не может быть, не может быть, что я вижу это на самом деле!»
Если «Хроники мутантов» и напоминают хоть что-то на этом свете (в смысле, что-то одно — если начать говорить об элементах, из которых они были наскоро скроены, можно просидеть до завтрашнего рассвета), так это некую гипотетическую экранизацию безумного японского мультфильма в стиле «паро-панк», затеянную продюсером-безумцем, который в процессе съемок грандиозным образом разорился, но таки закончил фильм, хотя бы из чистого упрямства. Впрочем, впечатление о первоисточнике оказывается несколько неверным — на самом деле в основе «Хроник мутантов» лежала настольная игра. Но это никак не отменяет персонального безумия, не давшего создателям отказаться от тех идей, что озвучены и воплощены в «Хрониках». Им как будто настолько важно было создать антиутопическое будущее, замешанное в одинаковой степени на фашистской символике, механике эпохи Первой Мировой, религиозном средневековье и хоррорах про мутантов, что их не могла остановить даже банальная нехватка средств для воплощения свих задумок. В результате «Хроники» выглядят, как апокалипсис, разыгранный силами местечкового драмтеатра — декорации стащили с близлежащей заброшенной фабрики, гардероб собирали по знакомым ветеранам, грим для мутантов банально подсмотрели в первом же ужастике по телевизору (им, похоже, оказался «Блэйд-2»). Задники нарисовал на стареньком компьютере местный вундеркинд — уж как сумел.
Замах на рубль, а результат на копейку свойственен и многим другим аспектам «Хроник». Скажем, сюжетная завязка об отряде крутых ребят, которая в последние для человечества дни отправляются в суицидальную миссию по уничтожению зловещей машины мутантов, выглядит настоящей классикой — вспоминается и «Грязная дюжина», и много чего ещё. Типажи героев тоже подобраны как надо — крутой вояка в кожаной куртке, потерявший на войне всякие иллюзии относительно осмысленности окружающего мира, благородный немецкий аристократ с собственным кодексом чести, молчаливая юная монашка, на деле оказывающаяся бесстрашной воительницей, солдат-балагур, солдат-стоик, далее по списку. Но воплощается вся эта верная классика тяжко, шатко и валко, без малейшего огонька, будто речь идёт не о забубённом трэше про конец времен, а о серьёзнейшей мрачной драме. Актёры в основном работают чистой фактурой — из всего состава разве что относительно молодая Анна Уолтон хоть как-то блещет глазами в роли бесстрашной монахини. Но главное, что при таком подходе оказывается беспросветно упущенной та единственно возможная интонация, при которой «Хроники» легко могли, даже при всех своих удивительных тактико-технических характеристиках, пройти на ура — лихого, безалаберного веселья висельников, сознательного и злостного наплевательства на требования моды, кассы и здравого смысла. Вместо этого «Хроники» прут по зрителю медленно и свинцово серьёзно, будто очень неторопливый, но очень основательный танк — и эта дикая неподъемность выдавливает из процесса, будто зубную пасту из тюбика, всякое удовольствие.
Вердикт Кочерыжкина — монументальный, беспрецедентный практически, бессмысленный и беспощадный образчик редкого по градусу крепости трэша