Наверное, если бы автомобили изобрели не в Европе, а, допустим, на Среднем Востоке, то их мощность вполне могла бы измеряться не в лошадиных, а в верблюжьих силах. А жители Крайнего Севера, пожалуй, запросто могут ввести понятие оленьей или даже собачьей силы. И всё-таки: кто, когда и как измерил лошадиную силу. А главное — зачем?
Сегодня эта единица измерения мощности очень широко применяется в автомобильной промышленности, однако введена была ещё задолго до их изобретения. Первым предложил её использовать во второй половине XVIII века шотландский механик по имени Джеймс Ватт. Чтобы оценить мощность созданной им паровой машины (двигателя), он рассмотрел силу гипотетической средней лошади, способной передвигать гипотетический средний груз массой 330 фунтов со скоростью 100 футов в минуту (745,7 Вт). В странах с метрической системой лошадиную силу рассчитывали иначе: она была равна силе, достаточной для поднятия груза массой 75 кг на высоту 1 метр за 1 секунду (735,5 Вт). Таким образом,
Вследствие данной неоднозначности, учёные избегают использования этой внесистемной единицы. В 1882 г. Британская ассоциация инженеров отказалась от лошадиной силы в пользу новой единицы мощности и назвала её именем самого Ватта. 1 ватт приняли равным мощности, при которой за 1 секунду совершается работа по перемещению тела массой 1 кг на 1 метр с ускорением 1 метр за секунду в квадрате, что, соответственно, в семьсот с лишним раз меньше одной лошадиной силы.