На днях Минфин официально признал — в 15 субъектах РФ выплаты по ОСАГО достигли критически малого уровня. Эксперты расценили это заявление как подготовку к повышению тарифов по «автогражданке». На самом деле Минфин таким образом лишь «отозвался» о предложении Минпромторга снизить тарифы для новых авто и увеличить для старых. Красноярские страховщики, перевозчики и автовладельцы
Напомним, заявление Минфина касается предложений Минпромторга пересмотреть тарифы по ОСАГО: снизить для авто не старше трех лет и повысить в полтора раза для авто старше десяти лет. Второе касается в основном грузовиков и автобусов.
Председатель Ассоциации перевозчиков Красноярского края Михаил Омышев считает, что такое предложение поставит «на прикол» не только весь автобусный парк маршрутников, но и коммерческих перевозчиков — дальнобойщиков и так далее. «Ситуация уже сейчас тупиковая. Повышение тарифов сделает перевозки не просто убыточными, а планово-убыточными», — говорит Омышев.
Кстати, предложения Минпромторга были обусловлены заботой не о страховщиках, а о безопасности на дорогах. Таким образом чиновники хотели обновить автопарк в стране и повысить безопасность.
Тем не менее Минфин камня на камне не оставил от этих планов. Так, финансисты страны говорят, что лишь 1% всех ДТП случается
Однако практическим заявлением страховое сообщество посчитало фразу в докладе «уровень выплат… более чем в 15 регионах РФ превысил критический уровень — 80%».
По словам председателя Сибирской ассоциации страховщиков Валерия Ревкуца, пока в Красноярском крае, как и в целом по России, ситуация не такая критическая — убыточность не достигает критических 77—80%. При этом от объема страховой премии, по итогам первого полугодия, она составляет всего 55%. Тем не менее Ревкуц считает, что ряд коэффициентов, в том числе территориальных, нужно пересмотреть.
«В большей степени необходимо сосредоточиться на создании единой базы убытков и увеличении штрафных санкций для недисциплинированных водителей. За время действия ОСАГО собраны объективные данные, для каких групп транспорта ответственность автовладельцев должна быть дороже. Стоимость полиса ОСАГО необходимо сделать фактором снижения аварийности», — говорит Ревкуц.
Ревкуц также признает, что при сохранении динамики роста убыточности ОСАГО с рынка возможен уход части страховщиков. Это в свою очередь может привести к другим проблемам. «Это может привести к трудностям в получении полиса ОСАГО. Если в Красноярске останется только
Председатель краевой ассоциации автовладельцев Иван Смолин считает, что рассказы страховщиков о возможном коллапсе преувеличены. «Непонятная ситуация. Если взять пропорции по выплатам и собранным премиям, то она отличается от той, что существует во всем цивилизованном мире. В Европе прибыльность составляет 8—15%, и это нормально», — говорит Смолин.
По его словам, сейчас в России прибыльность составляет 20%, и это очень высокие цифры. При этом Смолин отмечает, что в абсолютных цифрах страховщики нисколько не теряют. «Да, пропорции меняются. РСА утверждает, что доля собранных премий уменьшается. Я с этим согласен. Но вот
Кроме того, Смолин задается вопросом, а что случилось с теми премиями, когда ОСАГО не считалось убыточным видом страхования. «Страховщики отвечают, что это дела давно минувших дней», — говорит Смолин.
По расчетам Смолина, разговоры о повышении тарифов беспочвенны. «У страховщиков есть еще резерв как минимум на год сдерживать рост тарифов без каких-либо серьезных убытков. На мой взгляд, если и повышать тариф, то это нужно делать не ранее 2010 года», — считает Смолин.
Отметим, что пока в самом Минфине никак не комментируют ту фразу из доклада. По крайней мере, официальных заявлений и постановлений пока нет. Тем не менее думается, что через некоторое время разговоры о повышении возникнут вновь, ведь они начались практически сразу же после введения «автогражданки».
Марк Захаров, «Вечерний Красноярск»
фото Александра Паниотова