Главная
>
Статьи
>
Политика
>
Гламуризм и фашизм

Гламуризм и фашизм

22.09.2008
4

Cловом «фашист» многие ругаются случайно, на бегу – когда слово «гад» подошло бы им на обидный ярлык куда больше. Есть более-менее строгие определения, чего такое фашизм, в политической философии. А когда-то встретилось мне – сильное и красивое – метафизическое определение. Тоже ярлык, но умный.

Метка по лбу

Так вот: фашизм – это когда вместо людей в социальном поле обретаются их знаки. Непонятно? Начнем издалека. Вспомним Апокалипсис. Не надо быть теологом или конспирологом, чтобы вспомнить строки про времена, когда Антихрист всем выставит знаки – на лоб и на десницу. И не имеющий знака не сможет купить, продать и, видимо, жить. Конспирологи толкуют про штрих-код и прочий технотронный концлагерь, мы пока что обойдемся без этого. Нам, собственно, важна метафора. Человека можно встречать и провожать и по одежке, и по уму, а можно – по знаку на его деснице. Знак ничего не сообщает нам о человеческих качествах, но он важнее всего. Умный или дурак, гений или убожество – все равно, главное, что ему штемпельнуло на лбу Верховное Существо.

Ну, например, человеку повезло родиться немцем, или русским, или негром, или евреем (или не повезло – не важно). Фактом рождения все уже решено. Человек еще ничего не сделал, а с ним уже все понятно. Значок-то – вот он. «Истинный ариец», «благородный росс», «избранный народ». Или наоборот – «русская свинья», «белая собака», «черная обезьяна». Важен принцип: с рождения все про тебя понятно независимо от тебя. Можешь хоть извернуться – как был ты чернозадой обезьяной или русской свиньей, так и остался… Ну или Русским, Украинцем, Арийцем (именно так, с большой буквы, любят себя писать знатоки, читающие по лбам и десницам).

Главный грех фашистской методологии сортировки: а на хрена людям быть хорошими, если они уже хороши или плохи – по рождению? Ну то есть действительно, факты могут быть таковы, что в некой местности 80% людей нации «альфа» умеют читать и не воруют по огородам, а 80% людей нации «бета» воруют и читать не умеют. Эмпирический факт (отрицать его будут лишь идиоты от политкорректности). Но факт нельзя обратить в закон, к примеру дав всем без разбора «альфам» привилегии перед «бетами». Ибо вскоре «альфы» тоже начнут воровать и лазить по огородам (раз они все равно хорошие). А «беты» опустятся окончательно, раз они все равно плохие. Заведомая свинья не может не хрюкать.

И не обязательно такая ерунда – по национальному признаку. Можно по социальному. «Пролетарское происхождение», «представитель миддл-класса», «из хорошей семьи» – тут неважно, молятся на мозолистые лапы предков, или высшее образование в пятом поколении, или графский титул в десятом. Важно опять-таки – человек ничего не сделал, а с ним все ясно. Можно быть спокойным – ничего и не сделает. А зачем? Будет жить на проценты со своей классовой отметины.

А в честном обществе – оно как? Как писал Гераклит Эфесский до нашей эры, «война делает одних господами, других рабами. Одни становятся богами, другие остаются людьми». Дело не в том, что Гераклит – милитарист. Дело в том, что люди, про которых ничего не ясно, выходят в социальное поле и что-то делают – творят, воюют, трудятся – тогда о них судят. «Война» здесь – метафора социальной жизни. Человек есть то, что он делает. А не печать на лбу.

Потребители знаков

Теперь от прописных истин – к сути заметки. Никто сейчас не молится на «пролетариев», «арийцев» и прочих, но дело извечного метафизического фашизма нашло себя, где не ждали.
Неважно, что человек делает или может делать, а важно… Так начинается учение гламуризма, не правда ли? Важно – что на нем надето, где он бывает, что ест, пьет, в какой компании и как именно он потратил последние 1000 баксов (мало быть просто богатым – баксы можно тратить как лох, а можно как правильный человек). Так, классический веберовский капиталист 19-го века по учению гламуризма лох. Он склонен не тратить, а копить – что, конечно, достойно если не презрения, то сочувствия. Если дать простому человеку миллион или миллиард, это не сделает его крутым автоматически. Простой человек потратит все на свои хотелки, а надо тратить по правилам (кодекс строителя гламуризма и есть набор таких правил). Какой-нибудь крепкий фермер на плодородных югах может быть в десять раз богаче креативного копирайтера или начальника банковского отдела – и чего? Столичный райтер или менагер все равно, согласно гламурическому канону, правильнее: тысяча рублей, траченная на виски в правильном месте, несомненно приближает человека к благодати, а десять тысяч, траченных на крышу коровника, – отстой и занудство.

И вот еще – не важно, откуда твое бабло. Папа дал, у мамы украл, любовник дает каждую субботу – за скобками. Главное, чтобы был поток. Поток именно не заработанного, а потраченного (Скрудж МакДак и прочие классические миллионеры классического капитализма – в пролете, как мы сказали). Заработать миллион и потратить полмиллиона – менее круто, чем заработать полмиллиона, занять и потратить все-таки миллион. Второе: тратить надо правильно. То, что раньше называлось мот или фат, – ныне канон поведения. По сути же, искусство мота – а это именно такое искусство – заключается не в том, чтобы профигачить максимум в минимум времени, а чтобы сделать это эстетически верно. Самые новые русские были еще несовершенны, ибо могли хапнуть, но это полдела, а делу венец – заняться потреблением как отточенной мессой, которую профан не отслужит.

За человека опять представительствует – его знак: тряпочка, закусочка, «в среду был там-то» и прочие баллы в зачетку. Неважно, что ты делаешь, можешь, знаешь. Важно, чего на лбу. Актуальная отметина именуется словом «понт» и тихо сжирает деятельность, где возможно. Это уже не капитализм. Общество, где людей судили бы по размеру их состояния, и только, – можно назвать языческим, жестким, но это, по крайней мере, отражает реальность. Но гламуризм – это еще и презрение к реальному миру. Как любой агрессивной идеологии и положено.

Александр Силаев, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать