Джордж Сорос входит в сотню самых богатых жителей планеты. Частично он заработал свое состояние на наделавших много шума спекуляциях. Теперь он говорит в интервью WELT ONLINE об уроках, которые он извлек из кризиса, и объясняет, почему США продемонстрировали несостоятельность в анализе ошибок. И почему Китай выйдет из кризиса самым большим победителем.
Благодаря низким налогам, укреплению ликвидности и новой регуляции мы долгое время имели укрепляющий самого себя кредитный пузырь, иррациональный избыток. Теперь произошел обвал на рынках акций и кредитов, иррациональное отчаяние, которое не было оправдано основополагающими данными реальной экономики. Как вы можете это объяснить?
Ключ к пониманию этого кризиса — самого серьезного после кризиса
Как конкретно это происходит?
В результате эйфории цены на рынке недвижимости или доткомов (от англ. dot com «
Финансовые рынки так действительно функционируют. Их нестабильность воздействует на реальную экономику, а не наоборот. В настоящее время речь совсем не идет только лишь об ипотечном мыльном пузыре. Он стал лишь спусковым механизмом, который привел к тому, что лопнул более крупный пузырь. Этот суперпузырь, накачанный все возраставшими кредитами и долгами, а также убежденность в том, что рынки исправляют себя сами, рос в течение 25 лет. А теперь он лопнул.
Но где же аварийный выключатель? Как прервать это искажение, которое дестабилизирует финансовые рынки?
Государственное регулирование должно позаботиться о том, чтобы пузыри не были слишком большими. Правительства должны понять, что рынки не исправляют сами себя. Недостаточно просто собрать после кризиса осколки.
Какую долю ответственности за кризис несет глобальный круглосуточный поток финансовых новостей?
Бесспорно, кризисный процесс
Почему администрации Буша несмотря на все принятые меры до сих пор не удалось совладать с кризисом?
Власти США положились на идеологию рыночного фундаментализма. Они думали, что рынки в конце концов выровняют ситуацию самостоятельно. Министр финансов Генри Полсон стал апологетом этой идеи. Он думал, что через 6 месяцев после банкротства Bear-Stearns рынок оправился. «Ну, если Lehman взлетит на воздух, система с этим справится», — говорилось тогда. Но вместо этого все развалилось. Поскольку они не поняли природы проблемы — то есть что рынок не сможет выровнять ситуацию самостоятельно — они не видели необходимости для государственного вмешательства.
Над планом B никто не работал. Когда стали очевидны последствия банкротства Lehman, Полсен срочно должен был
Как же в конечном итоге справиться с кризисом?
Основные шаги очевидны.
А что будет дальше?
- И тогда, боюсь, мы столкнемся с негативными последствиями для реальной экономики, которые очевидны уже сегодня. Починка финансовой системы в данный момент заключается в том, чтобы не допустить мировой рецессии. Поскольку при подобных обстоятельствах американский потребитель больше не сможет выступать в роли мотора мировой экономики; администрация США должна стимулировать спрос. А поскольку нам угрожает глобальное потепление и энергетическая зависимость, следующая администрация должна будет направить все программы по развитию на экономию энергии, развитие альтернативных видов энергии и строительство «зеленой» инфраструктуры. Этот стимул и может стать новым мотором мировой экономики.
Не изменится ли глобальный финансовый мир в конце концов радикальным образом? США потеряют свою лидирующую позицию. У них, как и у части Европы, будут национализированные банки и огромные долги. А коммунистический Китай станет новой глобальной финансовой империей. Он остался на плаву и может инвестировать на Западе.
Влияние Америки сократится. Оно уже начало снижаться. За последние 25 лет у нас всегда был дефицит баланса по текущим операциям. Китайцы и нефтепроизводящие государства, напротив, столкнулись с профицитом. Мы потребляли больше, чем производили. В то время как у нас накапливались долги, они экономили и копили богатство. Китайцам через