Главная
>
Статьи
>
Политика
>
Владимир Путин: Наша общая задача - достойно пройти сегодняшние сложности

Владимир Путин: Наша общая задача - достойно пройти сегодняшние сложности

21.10.2008
1

Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин провел заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям в России. В своем выступлении он заявил, что разразившийся в мире финансовый кризис, самый крупный со времен «великой депрессии» в США в 30-х годах ХХ века, не застал Россию врасплох. По словам Путина, российская экономика достаточно хорошо подготовлена к длительным внешним шокам.

Кроме того, он подчеркнул, что все обязательства перед вкладчиками российских банков будут выполнены. Будут внесены поправки в бюджет 2008 года о выделении дополнительно 200 млрд. рублей в виде имущественного взноса в Агентство страхования вкладов. «Мы, безусловно, исполним это обещание (компенсировать вклады частных лиц на сумму до 700 тыс. рублей). Если понадобится, мы рассмотрим и дополнительные меры поддержки», - заявил Путин.

Текст выступления Владимира Путина

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Уважаемые коллеги!

Я приветствую вас на очередном 22-ом заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям.

Наша встреча проходит во время, когда мировая финансовая система, мировой финансовый порядок испытывают серьезные системные сбои. Не сказать об этом было бы сегодня неправильным и странным.

Настоящий финансовый кризис называют самым крупным со времен Великой депрессии в США в 30-е годы прошлого века. События такого масштаба заставляют нас по-новому взглянуть на мировую финансовую систему, заставляют попытаться найти причины и тогда более взвешенно, более точно поставить задачи на перспективу.

Нынешний кризис выявил несостоятельность всех основных элементов системы регулирования финансовых рынков и институтов. Американские, европейские, британские структуры при всех различиях в системе их организации и работы в равной степени оказались застигнутыми врасплох. Все эти институты оказались застигнутыми врасплох возникшими проблемами.

Неготовность к кризису продемонстрировали и такие структуры как Рейтинговое агентство, Базельский комитет, МВФ. Сегодня от властей каждой страны граждане и бизнес ждут внятных, ответственных, последовательных шагов.

Россия входит в число ведущих мировых экономик и находится в первой четверке стран по влиянию на рост мирового ВВП. Поэтому возникшие в мировой экономике сбои затрагивают, конечно, и нашу страну. Правительство России ищет ответы на эти глобальные вызовы и находит их.

Но, прежде всего, хотел бы сказать, что мы не позволили застать нас врасплох. Формируя долгосрочную экономическую и финансовую политику, мы учитывали потенциальные риски и угрозы. Порой нас даже критиковали за излишний консерватизм. И все-таки я думаю, он оказался оправданным.

За последние 10 лет мы не только обеспечили стабильно высокие темпы роста, но и создали необходимый запас прочности. Наши государственные резервы - одни из крупнейших в мире. У нас устойчивый платежный баланс. В России одна из самых высоких в мире норма валовых национальных сбережений. И поэтому мы в значительной степени можем финансировать развитие нашей экономики за счет внутренних источников. Замечу также, что, решая собственные задачи, Россия оказывает стабилизирующее влияние и на ситуацию в мировой экономике.

Российские монетарные власти одними из первых заявили о системных антикризисных мерах. Были оперативно приняты соответствующие законы и подготовлены поправки в бюджет. Они уже приняты и начинают работать.

Теперь несколько слов о наших оценках сегодняшней ситуации в мировой экономике.

У нынешнего кризиса есть отличительная черта - если эпицентром предыдущего глобального кризиса 1997-1998 года были развивающиеся рынки, то теперь эпицентром являются сами Соединенные Штаты. Можно вспомнить, что показатели роста экономики США в 1990-годы были столь впечатляющими и устойчивыми, что породили веру в то, что цикличные спады ушли в прошлое и что современные подходы к проведению экономической политики позволяют постоянно и - подчеркиваю это - любой ценой поддерживать высокие темпы роста.

В рамках этих представлений, по-видимому, Федеральная резервная система США пошла в начале этого столетия, как нам кажется, на беспрецедентное снижение процентных ставок, которые надолго стали отрицательными в реальном выражении, то есть были ниже инфляции и вызвали весьма значительные повышения кредитной активности, прежде всего, на рынке недвижимости. Однако рынок недооценил системные риски. Ипотечный рынок стал тем, что называют мыльным пузырем, который начал постепенно сдуваться и, кроме того, стало очевидным, что обещания Администрации США справиться с двойным дефицитом бюджета и платежного баланса не могут быть исполнены. Одновременно государственный долг США вышел на критический уровень, а доллар стал самым слабым с 1973 года. Все это свидетельствует о том, что США вступили в период жесткой рецессии.

В следующем году экономика США, Западной Европы и Европы в целом, Евросоюза будет иметь самый низкий рост за последние 18 лет. По нашим прогнозам, ВВП США и стран еврозоны в 2009 году не превысит в реальном выражении ВВП 2008 года. То есть роста не будет вообще. В некоторых странах даже ожидается падение.

Есть все основания полагать и хотя бы отчасти согласиться с теми экспертами и аналитиками - как российскими, так и американскими, европейскими, западными, западноевропейскими, - что одной из причин нынешнего спада является цикличность развития мировой экономики. И в этих условиях чрезмерно энергичные попытки идти против естественных тенденций развития экономики, которые были предприняты финансовыми властями Соединенных Штатов, обходятся уже сегодня и могут обойтись и в будущем Соединенным Штатам, и всему миру очень дорого.

США от первых мер выборочного спасения финансовых институтов перешли к оказанию масштабной финансовой помощи финансовому сектору. За этим последовали и правительства государств еврозоны. На этом этапе - и я хотел бы это отметить - действия монетарных властей ведущих стран, ведущих экономик пока не позволили дефициту ликвидности выйти из-под контроля. Мы считаем, что это позитивный, хороший сигнал. Тем не менее, эффективность этих мер еще до конца неизвестна.

Финансовый кризис в США заразил всю мировую финансовую систему. Это, конечно, может стать фактором замедления роста и развивающихся экономик. Дефицит ликвидности на мировом рынке капитала может привести к торможению притока ресурсов и на развивающихся рынках, к повышению стоимости заемных средств. Это отразится и на нас, на России. Возможно, это будет причиной некоторого оттока капитала. Тем более, что значительное число наших предприятий - и вы это знаете - кредитовалось в иностранных банках. Тем не менее, несмотря на это локомотивом роста мировой экономики в ближайшие годы все-таки останутся страны БРИК - Бразилия, Россия, Индия, Китай. По прогнозам МВФ, рост ВВП в 2009 году в Китайской Народной Республике должен составить 9,3%, в Индии - 6,9%, в России - 5,5%, в Бразилии - 3,5%.

Россия, конечно, уже неразрывно связана с глобальной экономикой. Мировой финансовый кризис спровоцировал, к сожалению, и падение на российском фондовом рынке и на рынке облигаций, а также оказал влияние на ситуацию в банковском секторе. Это, конечно, спровоцировало снижение котировок внутренних ценных бумаг. Надо учитывать, что в нашей стране дополнительное понижающее влияние на рынок оказывает и цена на нефть на мировых рынках. Наша экономика в целом - я хотел бы это подчеркнуть - достаточно хорошо подготовлена к длительным отрицательным внешним "шокам". В первую очередь, политика сбережений части нефтяных доходов в бюджете означает, что падение цен на нефть будет полностью компенсироваться резервным фондом Правительства. В 2009 году бюджет будет сбалансирован даже при среднегодовых ценах на нефть в 70 долларов США за баррель.

Другой важный компонент прочности и стабильности - в 2009 году мы ожидаем положительный счет текущих операций, несмотря на падение цен на энергоресурсы.

И третий компонент. Большие валютные резервы, являющиеся инструментом для поддержания стабильного обменного курса, на мой взгляд, крайне важны. Кроме того, наша страна практически к минимуму свела государственный внешний долг, осуществив досрочное погашение его основной части.

Но есть, конечно, и слабости. Мы их прекрасно видим и учитываем. Проблемы, которые нам пока не удалось преодолеть до конца. Я говорил о том, что есть резервный фонд, мы балансируем бюджет при 70 долларах за баррель. Но экономика все-таки продолжала в значительной степени опираться на нефтегазовые ресурсы. Мы больше тратили нефтедолларов, чем, может быть, нужно было для сбалансированного роста. Это вызывало и укрепление рубля и увеличивало импорт, создавало трудности для наших производителей и, прежде всего, для экспортно-ориентированных предприятий. Это способствовало и притоку спекулятивного капитала, который, кстати говоря, первым и начал "удирать" из нашей страны.

Вместе с тем хочу отметить, уважаемые дамы и господа, что, по последним данным, за 9 месяцев текущего года чистого оттока частного капитала из России нет. У нас в этом смысле приток и отток сбалансированный - он сейчас нулевой.

Приток "горячих" денег способствовал и переоцененности фондового рынка. Теперь это стало очевидным. Мы еще не создали достаточно источников "длинных" денег внутри страны из-за высокой инфляции и недостаточного развития финансовых институтов. Сейчас, когда внешние источники иссякли, это чувствуется наиболее остро. Вместе с тем вся совокупность предпринимаемых нами мер направлена, в том числе и, может быть, в первую очередь на создание, так называемых, "длинных" денег.

Темпы прироста кредитов в экономике в России были в предыдущие годы в полном смысле этого слова рекордными. В прошлом году они увеличились на 51,5%, а на октябрь текущего года - несмотря на все проблемы в мировых финансах - они увеличились у нас на 47%. В других странах, как вы знаете, эти темпы составляют в среднем где-то 8%, 9%, 10%, 14%. В редких случаях приближаются к 18-19%. Повторяю, что у нас в прошлые годы было 51,5%. Конечно, в ближайшие годы темпы прироста кредитов в России будут скромнее. Это естественно. Но я обращаю ваше внимание, что при этом объем кредитов все равно будет расти. А бизнесу, конечно, необходимо исходить из этих реалий при формировании своих бизнес-планов.

Наша общая задача - достойно пройти сегодняшние сложности. России предстоит пройти свой экономический цикл, который в значительной степени связан с состоянием мировой экономики. Мировой спрос определяет цену на нефть, которая особенно чувствительна, как я уже говорил, для России. Задача российского Правительства - не компенсировать в полном объеме падение внутреннего и внешнего спроса (да и это, как мы с вами понимаем, невозможно), а обеспечить работу институтов, которые позволяют экономике адаптироваться к новым условиям.

Задача Правительства заключается в том, чтобы выполнить в полном объеме все ранее взятые на себя социальные обязательства, не допустить никакого падения уровня жизни граждан страны. В ближайшее время Правительство Российской Федерации примет дополнительные меры по поддержке банковского сектора и реального сектора экономики. Те меры, которые Правительство приняло с 18 сентября текущего года, хорошо известны. Я не буду в этой аудитории их сейчас повторять, называть суммы, миллиарды, которые мы направляем на те или иные цели, на поддержание ликвидности банков, на цели рефинансирования тех наших предприятий, которые ранее финансировались, кредитовались в зарубежных финансовых институтах. Повторяю, что эти цифры хорошо известны.

Все эти меры, как я уже сказал, были направлены на поддержание ликвидности и капитализацию банковского сектора. Часть этих мер уже реализована. Большая часть вступит в силу на этой неделе. Сегодня, например, Центральный Банк России проводит первый аукцион по депозитам без залогов. Эта мера по поддержанию ликвидности охватит более 120 банков Российской Федерации. Поддерживая банки, мы исходим из необходимости обеспечить доведение ликвидности до конкретных предприятий реального сектора. Банки - это кровеносная система экономики. Будут работать банки - будет работать и реальный сектор, будут сформированы необходимые сбережения, а, в конечном счете, - инвестиции.

Хочу подчеркнуть особо: одним из безусловных приоритетов Правительства России в связи с теми процессами, которые мы наблюдаем в мировых финансах, является защита интересов граждан страны, рядовых вкладчиков, защита их сбережений.

Мы уже гарантировали сохранность всех вкладов граждан в банке в сумме 700 тысяч рублей. А такой суммой располагает подавляющее большинство клиентов российских банков. Их, по данным Центрального Банка России, около 98%. Мы, безусловно, исполним это обещание. Если потребуется, рассмотрим и дополнительные меры поддержки.

Мы понимаем процессы, происходящие в мировой экономике. Будем, как и прежде, проводить ответственную экономическую политику, опираясь на достигнутый уровень развития, имеющиеся резервы, ресурсы и исходя из интересов граждан России. Поэтому наши дальнейшие меры будут направлены на укрепление банков, в том числе и частных, на поддержку непосредственно предприятий реального сектора.

Только сегодня я поручил Министерству финансов и Министерству экономического развития совместно с депутатами Государственной Думы внести проект закона о расширении функций Агентства страхования вкладов в части дополнительной капитализации банков для того, чтобы обеспечить их стабильную работу. В связи с этим прошу внести поправку в бюджет 2008 года о выделении дополнительно 200 млрд. рублей в виде имущественного взноса в Агентство страхования вкладов. Источником должно стать уменьшение объемов свободных средств федерального бюджета, который зарезервирован по нормативу, установленному бюджетным кодексом на начало текущего года. Сегодня он составляет более 600 млрд. рублей.

Кроме того, дополнительные доходы, планируемые на конец года в сумме до 175 млрд. рублей и предусмотренные во втором чтении бюджета на 2009-2011 годы для направления на поддержку финансового рынка, предлагается начать использовать уже в этом году. И направить, кроме финансового сектора, также на поддержку предприятий реального сектора российской экономики.

Мы намерены продолжить совершенствование налогового законодательства с 2010 года. В частности, речь идет об увеличении размера амортизационной премии до 30%, что позволит обеспечить снижение налогов при модернизации производства и внедрении новых технологий.

Также предусматривается ввести уплату в рассрочку сроком до 10 лет налоговой задолженности, возникающей в результате проведения контрольных мероприятий. Кроме того, речь идет об упрощении применения нулевой ставки при налогообложении дивидендов.

Разрабатываются поправки, уточняющие порядок налогообложения операций с финансовыми инструментами, включая освобождение от налогов доходов от реализации ценных бумаг и паев инвестиционных фондов. Конечно, при соблюдении определенных условий, например, касающихся срока инвестирования.

Суммарно названные меры снижают налоговое бремя примерно на 0,5% ВВП. Кроме того, рассматриваются и другие меры, которые будут приняты к новому бюджетному циклу.

Уважаемые дамы и господа!

Наряду с решением текущих проблем, наряду с действиями по преодолению кризиса и в России, и в других странах нужно ставить задачу - перестроить финансовую систему и извлечь уроки для принятия стратегических решений по развитию наших экономик.

Каждый кризис - это уже хорошо известно - является одновременно и началом нового экономического подъема. Но финансовая система - всего лишь инструмент внедрения новых технологий достижения нового уровня жизни. Напомню, что индекс Dow Jones рассчитывается как средневзвешенная цена акций всего лишь тридцати крупнейших американских компаний на Нью-Йоркской фондовой бирже, в то время как ВВП США отражает результат деятельности компаний всего спектра экономической активности. Поэтому на длительных интервалах индекс Dow Jones растет всегда медленнее, чем рост ВВП США. Это основная причина периодической коррекции индекса. Так, до недавнего времени индекс рос, значительно опережая темпы роста ВВП. И, конечно, следовало ожидать серьезного падения фондового рынка.

Перед нами стоит задача - разглядеть новый технологический подъем, который сделает мировая экономика. Мы имеем пример технологического рывка начала 1980-х годов, основанного на информационных технологиях. Некогда неизвестные компании, которые еще не входили в фондовые индексы, уже создавали заделы для мировой экономики. Очевидно, что и сейчас уже где-то работают те структуры, результаты деятельности которых будут востребованы повсеместно, в каждой компании так, как это когда-то было с продуктами Microsoft. Это даст резкий скачок производительности. Для этого необходимо создать соответствующую инфраструктуру и выйти на новое качество образования. Обращаю ваше внимание, что в России наряду со здравоохранением, социальной сферой - это один из безусловных приоритетов.

Можно предположить также, что более широко будут внедряться и альтернативные источники энергии. Это может повлиять на состояние каждой компании и всей экономики - и мировой, и каждой страны. Такой переход может занять, по нашим оценкам, где-то около 20 лет. Этот вызов вдвойне важен для России, мы его прекрасно понимаем и видим, мы - как одна из энергетических держав - должны подготовиться к этому технологическому укладу, к новому технологическому укладу. На создание инновационного типа экономики должны быть настроены все институты и инструменты государства и общества. Это и определит конкурентоспособность нашей страны в мире и качество жизни граждан Российской Федерации.

Уважаемые коллеги!

Я высоко ценю нашу совместную работу. Благодаря ей Правительство России имеет возможность оперативно получать сигналы бизнеса, инвесторов о существующих проблемах и также оперативно на них реагировать. Поэтому считаю Консультативный совет по иностранным инвестициям исключительно эффективным и важным инструментом взаимодействия. Рассчитываю на дальнейшее наше плодотворное сотрудничество. Хочу вас поблагодарить за внимание и передаю слово координатору иностранных членов нашего совета господину Джеймсу Терли.

Спасибо.

 Оригинал текста на портале Правительства РФ.

Рекомендуем почитать