В свете командировки в Норильск (где я в настоящее время нахожусь на театральном фестивале «Норильские сезоны») и изобилия культурных событий просто физически ничего не успела написать в блог перед отлетом на север. Итак, коротко о главном.
Отрадно, что до наших пенат добрался славный оркестр «Виртуозы Москвы». Без сомнения, их выступление — одно из самых ярких событий начала сезона в Красноярске. Притом что музыканты летели из Иркутска на «кукурузнике» и прибыли в наш город часа за два до начала концерта, на его энергетике это нисколько не сказалось. Правда, программа в этот вечер была весьма легкая — камерные сочинения итальянцев Вивальди, Россини и Боккерини, из современных произведений — «Маленькая Данелиада» Гия Канчели и два танго Астора Пьяццолы. Ни тени авангардизма. Но эта легкость — для восприятия слушателя, а никак ни для исполнения. Что особенно ярко проявилось в танго — молодой аккордеонист Никита Власов, лауреат международных конкурсов и стипендиат Фонда Владимира Спивакова, покорил публику не только виртуозностью своего исполнения, но и собственным артистизмом. Это надо было не только слышать, но и видеть.
Не менее запомнившееся событие — премьера спектакля «It’s my Fosse» («Это мой Фосс») в постановке Валерия Терешкина и исполнении его «Свободного балета». Ну что тут скажешь — уровень экстра-класса. Не случайно минувшим летом наш балет получил за эту работу сразу две награды на V Европейском фестивале джазового танца в Чехии — Гран-при и приз зрительских симпатий. Спектакль посвящен памяти знаменитого чикагского хореографа Боба Фосса. Но это не бледная тень того, что делал — и мог бы сделать — Фосс. Творческое осмысление, пронизанное любовью и уважением к Мастеру. И в то же время — собственное продолжение того, что дал миру Фосс. Мастерская работа. И, на мой взгляд, — лучшая из того, что ранее поставил Валерий Терешкин.
В Красноярском театре оперы и балета, где в эти проходит Парад премьер, сезон открылся премьерами двух одноактных балетов — «Антигона» М. Пекарского и «Инфанта и шут» А. Шнитке (по мотивам произведения Оскара Уайльда «День рождения инфанты»). Оба спектакля художественный руководитель театра Сергей Бобров когда-то поставил в Москве на заре своей карьеры балетмейстера. Но уже в этих ранних миниатюрах весьма отчетливо виден почерк Боброва-хореографа, который спустя годы сполна проявится в его постановке балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева. Органичное сочетание классических балетных па с модерновой пластикой при абсолютно внятном языке танца, понятном без аннотаций — такое удается не каждому. Всем любителям балета, не побывавшим на премьере, настоятельно рекомендую не отказать себе в таком удовольствии. А мне лично после этих спектаклей вновь захотелось посмотреть «Ромео и Джульетту».
И, наконец, тем, кто неравнодушен к изобразительному искусству, думаю, будет интересно заглянуть в галерею РАХ отделения Сибири, Урала и Дальнего Востока, где примерно до середины ноября будет работать выставка лучших работ выпускников последних лет КГХИ им. Сурикова. Здесь представлены работы разных жанров — графика, живопись, театральные эскизы и макеты, дизайнерские решения… Очень любопытно посмотреть на творения тех, о ком, возможно, заговорят в ближайшие годы. А подлинный размах фантазии будущих театральных художников иной раз можно увидеть только в студенческих макетах — в их профессиональной деятельности на сцене театра она нередко ограничена возможностями театра.
В ближайшее время расскажу о своих норильских наблюдениях. В частности, «Вишневый сад» А. Чехова, поставленный режиссером Линасом Зайкаускасом в Норильском заполярном театре драмы — это очень сильное впечатление.
Елена Коновалова