В очередной раз 35 красноярских призывников удостоились чести служить в президентском полку. Сегодня их торжественно проводили в Москву для прохождения службы. Офицер, который прибыл за молодым пополнением, как и в прошлые годы красноярцев хвалил и говорил, что «красноярская сотня» уверенно находится в полку на хорошем счету и благодарил матерей за то, что вырастили прекрасных сыновей.
Без всякой иронии могу сказать, что за парней я рад. Попасть в кремлевский полк совсем не просто, отбор туда жесткий. Если призывник не того роста, не той массы тела, не той комплекции, его ни за какие «подгоны босяцкие» не возьмут. И моей гордости за наших ребят совсем не умаляет мысль, что, скорее всего, примерно в это же время, подобная торжественная церемония проходит во всех регионах России.
Только одна мысль не дает покоя, почему элитный полк — один? Конечно, грамотный читатель может мне возразить, что элитных частей немало и ВДВ-шных, и танковых, и бригады морской пехоты есть образцовые, верю, но я-то имею в виду не элитарность воинской части в области ее применения, а некоторую избранность в части внимания со стороны властей и общественности.
Мысль пришла, а почему, например, не закрепить за каждым руководителем региона отдельную воинскую часть? Я не имею в виду, что губернаторы должны бюджеты регионов пускать на приведение этих частей в порядок или, не дай Бог, лезть проверять боевую подготовку. Главы регионов могли бы контролировать ситуацию в воинских частях относительно условий повседневной жизни солдат и офицеров.
Я думаю, проверка личного полка и отчет губернатора — человека, не повязанного круговой армейской порукой, даст определенную встряску командирам частей, у которых все плохо либо даст возможность гордиться собой тем, у кого полковое хозяйство в порядке.
84 региона, 84 полка пристроили. Это примерно 130 тыс. человек. Идем дальше, осталось примерно 870 тыс. солдат в обычных полках.
Ведь у нас есть еще Госдума и Совет Федерации! А ведь там, извините, люди не просто так собрались. Народные избранники и умудренные опытом руководители пусть тоже возьмут себе по воинской части, кто более занятой - пусть возьмет себе отдельный батальон, там людей меньше и проблем не так много, кто свободнее - пусть берет кураторство над полком постоянной боевой готовности. Итак, одних депутатов Госдумы 450 человек, если они возьмутся за контроль над воинскими частями, под гражданским надзором окажется еще 450 развернутых полков. Это еще 700 тыс. человек личного состава «под присмотром».
Главный вопрос — зачем? Ответ прост. Если какая-то проблема возникла у матери солдата обычного полка, кому она пишет письмо? Правильно, командиру части. А он что делает? Вызывает к себе офицера и говорит: «Твой Васюкин мне вон что подсунул, разберись!»
И офицер разбирается. И иногда так, что потом мать и не рада, что написала письмо, а если за полк перед страной ответственен, например, депутат? Думаю, он письмо матери солдата не оставит без внимания, особенно, если мама еще напишет в местный телеканал, чтобы за депутатом присмотрели.
Можете назвать мои мысли утопией или абсурдом, но в советское время у воинских частей были шефы, пусть не у всех частей, но и время другое было. Сейчас, чтобы воплотить в жизнь хороший лозунг — «народ и армия — едины!», я считаю, нужно немного больше гражданского контроля и внимания к обыденным военным проблемам. И тогда молодежь будет идти служить в любой полк, как в президентский, а возвращаться «на гражданку», как со службы в Кремле.
Старший лейтенант запаса Шиловский