Износ оборудования на предприятиях коммунальной сферы достигает 70%. Коммунальщики не могут дать гарантии, что на сетях или ТЭЦ не случится очередной аварии или порыва. Меж тем с каждым годом на отрасль выделяются все большие средства. «ВК» выясняет, спасет ли это ситуацию.
Еще немного...
Сферу ЖКХ реформируют, кажется, почти постоянно - со времен ее зарождения. В Красноярском крае полномасштабные работы начались примерно в 2005 году. Конечно, и раньше предпринимались попытки, но именно тогда было принято судьбоносное решение о переходе на 100%-ю оплату услуг ЖКХ населением региона. Однако что же изменилось после того, как мы начали платить за все? Бюджетные вливания в сферу по-прежнему лишь растут. Небольшое отступление - при этом на субсидии жителям по оплате услуг ЖКХ выделяются совсем не маленькие суммы - в этом году, например, 9 млрд рублей.
Однако вернемся к реальным тратам на сети и прочее. В этом году на отрасль потратили 1,5 млрд рублей. На эти деньги планировалось отремонтировать несколько объектов. Создать полигоны по захоронению бытовых отходов и т. д. Однако, по признанию краевых властей, этого недостаточно для того, чтобы исправить положение в отрасли. Да, в крае показатель аварийности (26 аварий на 100 км сетей) ниже, чем в среднем по России (80 аварий), но все равно ветхость труб на определенных участках достигает 70%. В среднем она составляет 50-60%.
Недавно одобренная ведомственная программа по реформированию отрасли на 2009-2011 годы предполагает финансирование в размере 18,9 млрд рублей. По словам министра ЖКХ края Андрея Резникова, это позволит обеспечить население региона качественными коммунальными услугами, снизить количество убыточных предприятий, сократить количество аварий на сетях. Кстати, сокращение аварий точно расписано. Так называемый интегральный показатель аварийности на 100 км сетей должен сократиться с 26,2 аварий в 2007 году до 25,8 аварий в 2011 году. Сейчас в крае половина существующих предприятий ЖКХ убыточна. К 2011 году их долю планируют сократить до 41%.
Вроде бы вполне реальные показатели. И все же 18,9 млрд рублей - это много или мало? Судя по высказываниям нынешнего министр строительства Николая Глушкова года три назад - мало. Глушков тогда высказывал предположение, что для исправления ситуации в отрасли необходимо выделить единовременно 40 млрд рублей.
Отметим, что большая часть из вышеназванных 18,9 млрд рублей пойдет на компенсацию выпадающих доходов коммунальных предприятий, на субсидии территориям, где действуют дизельные электростанции, а также на проведение паспортизации и государственной регистрации муниципальных объектов ЖКХ. Каким образом это повлияет на качество услуг, пока непонятно.
Интересно, что в некоторых районах Красноярска при освоении одного миллиарда рублей, выделенного из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ, были замечены случаи недобросовестного отношения подрядчиков. Так, по словам главы департамента городского хозяйства мэрии Красноярска Виктора Ящука, некоторые исполнители попросту заходили на работы и потом бросали их. Он отметил, что подобных случаев сегодня удалось избежать. Однако же каким образом это повлияло на качество работ?
Сейчас в Красноярске отремонтировано несколько десятков домов. И, по словам мэрии и подрядчиков, все дома сданы в эксплуатацию. Но, как признался сам Ящук, процедура приемки достаточно упрощена. При этом в ней не участвуют жители. По словам заместителя директора управляющей компании «Жилфонд» Виктора Бобовича, в этой процедуре должны участвовать жители, чтобы «потом у них не было морального права говорить нам о плохо проделанной работе». Но кто же из жителей, спрашивается, понимает, качественно или некачественно проделаны работы. Также мало кто разбирается, какого качества и по правильной ли технологии поставлена задвижка в подвале его собственного дома.
С другой стороны, вопросы по качеству вполне могут всплыть не сегодня, а завтра в уже сданных домах. Время покажет, каково качество ремонта. Сегодня очевидно одно: деньги из федерального центра пришли в Красноярск чересчур поздно и работы продолжаются до сих пор. В будущем году в мэрии краевого центра и правительстве региона надеются избежать столь позднего финансирования.
Проблема заключается в том, что для участия территории в программе поддержки ЖКХ в районе уже к 2009 году должно быть не менее 10% ТСЖ в жилом фонде. Во многих территориях края существуют целые кварталы двухквартирных домов, в которых создать ТСЖ попросту невозможно. А ведь от того, насколько готов один район, зависит и выделение денежных средств целому региону. Ситуация должна разрешиться в январе будущего года, когда регион будет защищать перед Москвой свои проекты.
Конкурентное преимущество
Одним из постулатов новой программы реформирования ЖКХ является, как ни странно, создание конкурентной среды в отрасли. В этом, видимо, и заключается основа повышения качества услуги. Дескать, в квартиры будет приходить чистый слесарь, снимать сапоги и потом варить трубу. На деле критериев повышения качества услуги пока не существует.
Самый существенный критерий - снижение количества аварий. Однако, как мы видим, программа предполагает снижение этого показателя лишь на несколько пунктов. Как считают независимые эксперты от ЖКХ, развитие конкуренции в этой сфере может разворачиваться лишь в отдельных видах деятельности, то есть между подрядными организациями по вывозу мусора, мытью полов и т. д. Многие даже находят вредным наличие конкуренции в отрасли, подразумевая строгий контроль государства.
Ведь на самом деле рынок коммунальных услуг на практике все более монополизируется. Причем делается это частными компаниями. Вкратце напомним хронологию становления главного института, призванного повысить качество услуг в сфере ЖКХ. Речь идет о создании управляющих компаний.
В 2003 году на свет появилось ООО «Управляющая компания «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» («Краском»). В декабре прошлого года было создано еще одно ООО - «Жилфонд». Уставный капитал этой частной компании всего несколько тысяч рублей. Директором является Сергей Цирюльников. К слову, сейчас эта компания занимает доминирующее положение на рынке оказания коммунальных услуг. Поясняя логику создания своей компании, Цирюльников рассказал «ВК» о повышении эффективности, но так и осталось непонятным, в чем кардинальные различия и каковы критерии.
По сути, «Жилфонд» занимается тем, что управляет управляющими компаниями во всех районах Красноярска. По крайней мере, в чем отличия от деятельности «Краскома», из объяснений Цирюльникова также осталось непонятным.
Так же, как и осталось непонятным, почему выделенный из федерального бюджета миллиард рублей на ремонт многоквартирных домов, достался именно «Жилфонду». Кстати, проверкой целевого расходования этих средств сейчас занимается прокуратура. Представители прокуратуры называют это плановой проверкой и пока отказываются от комментариев.
Однако уже сейчас очевидно, что выделенного миллиарда Цирюльникову не хватит. Как он сам признался в начале осени, если в следующем году выделят еще столько же, тогда он сможет переложить кровли во всех домах Красноярска.
При этом о повышении качества услуг Цирюльников не говорит. Опять же, по его признанию, говорить о теплой и безаварийной зиме не приходится. Аварии и отключения в этом году будут. Во всем виноваты энергетики, по словам Цирюльникова. Логика «Жилфонда» такова - порывы происходят на магистральных сетях. Коммунальщики с этим ничего не могут поделать и отключают от тепла целые кварталы. Виновата в том сложившаяся еще в советское время сеть и технология поставки тепла в дома.
Очевидно, что в таких условиях не хватит миллиарда рублей. К слову, в будущем году планируется выделить на ремонт жилфонда около двух миллиардов рублей. Вполне возможно, что их также получит компания Цирюльникова.
По средствам
Меж тем, сетуя на недостаток средств, Сергей Цирюльников вполне хорошо устроился, и его «Жилфонд» наверняка не бедствует. По его словам, заработная плата директора компании является коммерческой тайной. Довольно странная, согласитесь, позиция для человека, которому доверили миллиард рублей. Однако, как стало известно «ВК», заработная плата директора и топ-менеджмента компании «Жилфонд» может быть завышена. По показателям экономической деятельности, которые все-таки находятся в открытом доступе, доходы сотрудников не должны превышать 12 тысяч рублей. Однако реальные заработки управленцев «Жилфонда», вероятно, на порядок выше. Подчеркнем, что это лишь предположения и точной цифрой мы не владеем, так как это «коммерческая тайна».
Сейчас «Жилфонд» изыскивает «недостающие» средства всеми возможными способами, но только не имеющими к коммунальной сфере никакого отношения. В предыдущих номерах «ВК» уже писал о скандалах между «Жилфондом» и предпринимателями, которые арендуют помещения в домах этой компании. Так, топ-менеджмент УК решил принудить предпринимателей платить арендную плату за вывески своих заведений на зданиях, которые обслуживает «Жилфонд». Сейчас делом занимается антимонопольный орган. К слову, это не единичный случай такого «зарабатывания денег».
Некоторые эксперты считают, что ситуация в ЖКХ может быть исправлена, но только не с помощью управляющих компаний. Основная надежда - это массовое создание ТСЖ. Иными словами, создание такой ситуации, когда жилфондом управляли бы сами жильцы, а не дяди со стороны. Но пока ситуация в этой сфере также далека от идеала. Даже при выделяемых на отрасль деньгах к 2011 году доля таких вот структур общего фонда многоквартирных домов вряд ли перевалит 90%.
Марк Захаров, «Вечерний Красноярск»