Главная
>
Статьи
>
В тоске по театральному волшебству

В тоске по театральному волшебству

10.11.2008
1

«Эх, могут же люди!» — как-то невольно подумалось на просмотре спектакля «Каштанка» Екатеринбургского ТЮЗа на фестивале «Норильские сезоны». Подумалось с восхищением — нет, не все еще потеряно в детском театре! И одновременно с тоской — а почему у нас так не могут?Каштанка

И действительно — почему? Как-то давно повелось в большинстве театров края, что если спектакль для детей, то сплошные муси-пуси. Нечто абсолютно противоестественное, с какими-то нелепыми ужимками. То ли режиссеры забыли, как сами были детьми и утратили представление, что может быть интересно их маленьким зрителям. То ли ставят, извините, исключительно в расчете на имбецилов.

А особенно не дай бог это демонстрируется в январские каникулы, когда актеры уже одурели от потока ёлок. Нда… Неподготовленным на такие представления порой лучше не заглядывать. Благо актеров больше не заставляют работать 1 января — в былые времена после новогодней ночи многие из них держались на сцене просто чудом.

Со спектаклями для подростков — вообще туши свет. В театрах зачастую выпускается либо нечто скучно-занудное (особенно этим грешат постановки по произведениям курса школьной программы). Либо яркое, красочное, но… Абсолютно бездушное (те, кто видел в нашем ТЮЗе «Маленького принца», меня поймут).

Впрочем, такова ситуация не только по краю. С детско-подростковым театром, как говорит известный театральный критик Олег Лоевский (сам он как раз работает в Екатеринбургском ТЮЗе), проблема по всей России. Ну как тут не порадоваться хотя бы удачным исключениям!

Сцена из спектакля КаштанкаВ Красноярске из интересных постановок для детей назвала бы очень немногое. В театре кукол — «Зайку бросила хозяйка» и «Три медведя три» (оба — по пьесам Александра Хромова), «Пиковая дама» — хороший вариант для семейного просмотра. В театре им. Пушкина — «Приключения кота Леопольда». В музыкальном театре — «Снежная королева». И то, если повезет на удачный состав исполнителей. В оперном на детских спектаклях сто лет не была, поэтому ничего сказать не могу. В ТЮЗе… Но о ТЮЗе лучше не будем. Пока не будем — это тема отдельного разговора.

Так чего же не хватает нашим детским спектаклям? Посмотрев екатеринбургскую «Каштанку», в очередной раз убедилась: главное в постановке для юной аудитории — умение удивить, сотворить чудо. «Каштанка» — впечатляющий образец лаконичного и одновременно весьма содержательного постановочного решения. Два рассказчика, два клоуна-музыканта (скрипка и баян звучат здесь вживую). Из декораций — стулья, накрытые одеялами, стол, одинокий фонарь. Рыжеволосая шебутная Каштанка, потерявшая своего хозяина-столяра и попавшая в дом к приютившему ее артисту — неопытная дебютантка в компании других его животных. Но к ней (в отличие, как это часто водится, от настоящего театра!) партнеры изначально благожелательны и снисходительны. За удачно исполненный трюк прима-свинья даже вручает Каштанке огрызок яблока.Сцена из спектакля Каштанка

Образы животных здесь вообще показаны особенно интересно. Они ничего не говорят — все передано в пластике. И настольно правдоподобно, что без лишних слов и маскарадных масок понятно, кто здесь гусь, кто кот, а кто — свинья или собака. И веришь, и радуешься этому перевоплощению! Не удивительно, что спектакль Вячеслава Кокорина был отмечен «Золотой маской», объехал почти всю Европу, показываясь на гастролях и фестивалях. Это настоящее чудо. А о театральном волшебстве многие режиссеры сегодня, похоже, как раз основательно подзабыли…

Елена Коновалова, благодарю за предоставленное фото Фонд Михаила Прохорова

Рекомендуем почитать