Главная
>
Статьи
>
Под тенью «голубой»

Под тенью «голубой»

12.11.2008
1

В середине осени в красноярских театрах представили премьеры сразу двух комедий. В театре им. Пушкина — «Чисто семейное дело» по новой пьесе Рэя Куни. В антрепризе — «АННАграмма» по М. Камолетти. Исходя из анекдотичности сюжетов, обе постановки вряд ли будут обделены зрительским вниманием. Но, положа руку на сердце, удачными эти работы назвать никак нельзя.Чисто семейное дело

Куни сегодня ставят чуть ли ни в каждом втором театре России. Кассовый успех постановок по его пьесам вполне предсказуем. Драматург мастерски закручивает интригу, перемежая сюжетные хитросплетения розыгрышами и шутками. Зачастую солеными — фактически в каждом пьесе у него так или иначе вышучивается гомосексуализм. Кому-то эти «голубые» намеки уже изрядно набили оскомину. А кому-то и не набили. Во всяком случае на премьере «Чисто семейного дела» энная часть нашей публики особенно воодушевленно реагировала именно на «голубизну». Радовались, как несмышленые дети, которым показывают пальчик…

Ну да бог с ней, с «голубизной». Конъюнктура на потребу, и высокого художественного результата от подобных творений никто не требует. Но, честно говоря, от самой постановки ожидалось гораздо большего. Молодой режиссер Юрий Муравицкий неплохо показался на фестивале современной драматургии «Драма. Новый код». Однако если с постановкой читки пьесы он справился вполне успешно, то с комедийным спектаклем, где сам материал дает немалый простор для игровой фантазии, — увы, увы. По сути, актеры просто проговаривают текст, преподнося его, кто на что способен, в силу личных знаний и умений. И упрекать их в этом рука не поднимается — они всего лишь исполнители.

Благо что в краевой драме сильная труппа. И если обычно опытный режиссер прикрывает какие-то погрешности актеров, то в данном случае все наоборот — актеры, как могут, спасают неопытность и робкую неуверенность своего режиссера.

В «АННАграмме» все гораздо хуже. И вновь — претензия, в первую очередь, к постановщику. В комедии заняты в основном артисты Красноярского музыкального театра. И понятно, что драматическая игра — не самая сильная их сторона. Но сам спектакль — чисто на кассу. И поэтому вопрос — зачем было брать в него недраматических актеров? — здесь не ставится. Бабло опять победило зло.

Смотреть на зажатость артистов, очень некомфортно чувствующих себя на сцене, особенно в первой части спектакля — настоящее мучение. Первые полчаса действия, где супруги Бернар (Валерий Бурдик) и Жаклин (Наталья Тимофеева) нудно готовятся к отъезду из дома, тянутся откровенно долго. Зал в это время словно засыпает — явно неуместная реакция на комедию. Оцепенение стряхивается только во второй половине спектакля, когда супруги, втайне друг от друга, возвращаются домой с любовниками. И служанке Анне (Максим Третьяк) приходится приложить немало усилий, чтобы парочки не столкнулись нос к носу в одной квартире.

Кстати, об Анне. В пьесе Камолетти эту роль исполняет женщина. И ни о какой смене пола служанки там нет и речи. Впрочем, для спектакля подобная интерпретация вполне уместна — почему бы и нет? Единственное, что в таком случае она нуждается в объяснении. Признаться, до последнего не покидало ощущение, что Анна (то есть Анри) в финале закрутит роман с любовницей Бернара Бриджит (Екатерина Червова) — слишком уж нежно переодетая служанка с ней любезничает. Но Бриджит уходит совсем с другим кавалером. Тогда к чему было это перевоплощение? Так, для пущей забавы? Самый пошлый театральный гэг, развесистая клюква — мужик, переодетый женщиной. Особенно, когда в этом отсутствует логика.
В образе Анны немало погрешностей и в деталях. Когда хозяева уехали и герой может хоть на какое-то время расслабиться и побыть мужчиной, Анна-Анри выходит из душа с несмытым макияжем. А щетина актера настолько явственно просвечивает — то ли не успел побриться, то ли толком не загримировали. Ну кто поведется на столь сомнительное надувательство?

Этот спектакль стал режиссерским дебютом в Красноярске актера театра им. Пушкина Андрея Киндякова. Киндяков — не первый и, увы, не последний актер, увлекшийся режиссурой. Не понимая, что совместить обе эти профессии практически невозможно — потеряешь и в одном, и в другом. Редкие случаи, когда актер успешен и в постановках, можно пересчитать по пальцам — Михалков, Кайдановский, Чаплин… Исключение лишь подтверждает правило — не стоит гнаться за двумя зайцами. Киндяков — талантливый актер, с сильным комедийным дарованием, признанный любимец публики. Будет очень жаль, если игры в режиссуру обернутся для него фиаско в актерской профессии. Таких примеров в театральной жизни Красноярска было немало.

 

Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск», фото Александра Паниотова

Рекомендуем почитать