Власти региона работают над развитием Нижнего Приангарья
Вчера состоялось заседание правительства Красноярского края. Питерские ученые представили чиновникам проект схемы территориального планирования Нижнего Приангарья. Питерцы уезжают через неделю, и красноярцы будут дорабатывать схему уже самостоятельно.
Точки роста
С основными выкладками правительство познакомила главный инженер питерского института «РосНИПИурбанистики» Джамиля Шалахина. Доклад занял более получаса, так что удалось раскрыть практически все аспекты будущей стройки. Правда, в докладе также было много и очевидных моментов, хотя для заезжих разработчиков это вполне приемлемо. Тем более красноярцам еще предстоит работать над проектом — дорабатывать и уточнять цифры. Шалахина рассказала о том, что дорога Канск — Абан — Богучаны — Кодинск «имеет первостепенное значение» вместе с несколькими мостовыми переходами.
Кроме того, она напомнила, что базовыми городами развития станут Енисейск и Лесосибирск. В приоритете будут Богучаны и Таежное, разовьют инфраструктуру Кодинска. Также Шалахина проинформировала, что при выборе рабочей силы нужно ориентироваться на местных жителей, а не на европейскую часть России.
По ее словам, уже к 2017 году Приангарье потребует около 25 тысяч постоянно проживающих в районах специалистов и еще столько же приезжающих на вахту. Правда, откуда они будут браться, пока непонятно, так как уровень естественной убыли населения достаточно высок. Вообще население, по ее словам, прирастет на 20% и составит около 250 тысяч человек. Это вполне согласуется с планами правительства края — отдавать приоритет местным жителям. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и демографические перспективы, которые реализуются в масштабах всей страны.
И все же питерский доклад пестрел неточностями. Даже в простых вещах. Так, Шалахина, отвечая на вопрос председателя правительства края Эдхама Акбулатова, назвала Богучаны Богучанском. Депутат Заксобрания Алексей Клешко тут же спросил: а что это за город такой? Шалахина сказала, что она, конечно же, знает, что такое Богучаны, а произнесла неправильно, так как в письме «Газпрома» так было написано.
Впрочем, это мелочи. И по сравнению с началом работы схема территориального развития выглядит более-менее целостной. Известно, что изначально на карту, начертанную разработчиками, не были даже нанесены названия самых важных месторождений. Оказалось, что разработчики пользовались устаревшими базами данных, но потом их все-таки поправили.
Хотя это не так важно. Члены правительства и сами разработчики уточнили, что все это поддается корректировкам и исправлениям.
Экологию оценят вновь
Гораздо более важным аспектом является экология. Этому направлению уделяется особенное внимание, так как в планах строительство крупных производств типа ЦБК, Богучанской ГЭС и т. д.
У присутствующих тем не менее возник вопрос, кем и когда согласованы все вопросы по экологии. Шалахина ответила, что с основными предприятиями, которые занимаются реализацией проектов на территории Нижнего Приангарья, все согласовано. Однако в процессе дискуссии выяснилось, что в России не существует механизма согласований территориальных схем планирования. Имеется в виду, что на каждое отдельное предприятие рассчитывается, какую пользу оно принесет, какой вред нанесет. Но вот какой будет эффект от ряда предприятий, еще не посчитали. Хотя оно и немудрено, ведь подобного рода проектов в современной России еще не реализовывалось, так что приходится выдумывать все на ходу.
Министр природных ресурсов Андрей Гнездилов отметил, что необходимо провести экспертизу, которая бы учитывала воздействие на природу всех предприятий в совокупности. Но это уже без питерцев, так как они выполнили свою задачу. Впрочем, уже сегодня известно, что на территории Нижнего Приангарья планируется создать несколько заказников и более детально подойти к вопросу сохранения экологии.
Замглавы Северо-Енисейского района Юрий Феклин отметил, что его пожелания не были учтены. В частности, точек развития в районе гораздо больше, чем указано на карте питерцев. Однако эти изменения так и не появились на схеме.
Главный инженер объяснила заму, что все учтено — только не отражено на схеме. Феклин же продолжал гнуть свою линию.
Вмешался Акбулатов, сказав, что не понял, почему возникают такие вопросы.
- Вы согласовывали этот документ? — обратился председатель правительства к Феклину.
- Пока нет, — ответил тот.
Выяснилось, что еще не все главы получили окончательный вариант схемы территориального планирования. Акбулатов переспросил у еще нескольких представителей районов, что они думают о схеме. Те констатировали, что все хорошо и полностью ложится на их планы социально-экономического развития.
Акбулатов еще раз переспросил присутствующих, согласны ли они в принципе с такой схемой развития или кто-то против. Пару раз дискуссия опускалась до чисто технических подробностей, но в общем итоге никто против не был. Тем более Акбулатов ведь спрашивал не о технике, а о стратегии. Так сказать, об идее индустриального развития Приангарья.
Зампред правительства Михаил Кузичев отметил, что участие в работе над этим документом должны принять все ведомства и министерства края, так как это план развития на несколько десятков лет вперед. Его поддержал и Акбулатов, сказав, что по нему работать и нашим потомкам.
В конце председатель правительства предложил согласовать все по умолчанию — и предложил вынести схему на губернаторский Совет по стратегическому развитию. Ожидается, что окончательный вариант будет рассмотрен в начале мая, когда пройдут все внутренние согласования в самом правительстве.
Марк Захаров, «Вечерний Красноярск»