Вот и добрался до меня, наконец, дебютный фильм француза Оливье Маршаля, снятый в 2002 году. Тут ещё нет той существенной драматической увесистости, что прорезалась у него в более поздних фильмах - это скорее не драма, а просто такое слегка мрачноватое упражнение в криминальном жанре. Но в любом случае, для дебюта вещь достаточно мощная - плюс, опять же, после "Гангстеров" становится отчетливо видно, какой ракетой рванул Маршаль в следующем фильме "Набережная Орфевр, 36".
Коллизия тут такая - бандита Фрэнка арестовывают за участие в ограблении, в котором погибло пять человек, включая его подельника, и пропало бриллиантов на шесть миллионов франков. Основная часть действия разворачивается потом на его допросе в полицейском участке - копы пытаются всеми возможными способами вызнать у него, где спрятаны камни, а он, как оказывается, в свою очередь намерен кое-что узнать от них. Интрига тут довольно здоровская - правда, Маршаль, то ли из-за неуверенности в собственных силах рассказчика, то ли под давлением студии, неуверенной в силах рассказчика у режиссера-дебютанта, уже в первые полчаса насовывает в фильм объяснительных флэшбеков и раскрывает свои карты минуте, наверное, на тридцатой. Это не очень здорово - оставь он всю эту историю строго в диалогах в полицейском участке, чтобы и само ограбление, и история главного героя вырисовывались бы постепенно, в диалогах с копами, это было бы феноменальное кино. Так же получился просто очень хороший дебют.
Как всегда, самое интересное у Маршаля - это копы и их повадки (причём их по большей части играют бывшие реальные копы, маршалевские друзья, кочующие у него из фильма в фильм). Они как-то очень буднично бухают на работе и занимаются массой других увлекательных вещей - один дёргает кокаину уже в шесть утра перед захватом преступника, другой посреди рабочего дня трахает проститутку в фургончике на подземной стоянке. В беседах они простодушно признают - ну да, каждый приворовывает по мере сил с мест преступления, кто наркоты для себя, кто шелковые трусы для жены. Так что, видимо, смещение маршалевского фокуса с какой-то выдуманной криминальной истории на вот это вот полицейское пространство было всего лишь вопросом времени.
И вот что ещё хочется сказать - у Маршаля тут в одной из главных ролей Анн Парийо, та самая, что была у Бессона в "Никите". Так вот, ей тут 42, и выглядит она просто сногсшибательно. Удивительная прямо женщина.
С.М.