Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Неявная связь

Неявная связь

18.12.2008
5

Многие уже привыкли к регулярным снижениям цен на услуги связи. Однако активная конкуренция в этом сегменте привела к тому, что рентабельность многих телефонных компаний близка к нулевой отметке. Решая эту проблему, компании вынуждены находить новые конкурентные преимущества.

Стационарная конкуренция

Время, когда домашний телефон был скорее предметом роскоши, чем простым средством связи, осталось в прошлом. Сегодня на рынке стационарной телефонной связи Красноярска работает порядка 50 операторов, а уровень телефонизации превышает 50%. При этом нередки случаи, когда в одном доме подобные услуги предоставляют до пяти компаний.

Казалось бы, такая конкуренция должна обеспечивать все большее снижение цен на услуги телефонии. Однако ожидать этого стоит лишь жильцам новых домов.
- Как таковой конкуренции среди операторов стационарной связи на уже подключенных домах нет, — уверен начальник управления информатизации и связи красноярской администрации Андрей Карасев, — из-за специфики технологий.Андрей Карасев, фото Александра Паниотова

Действительно, как пояснили «ВК» в компании «Голден Телеком», уровень телефонизации в домах, построенных 5—10 лет назад, может достигать 90%, и, соответственно, подводить новую сеть в такой дом оператору просто бессмысленно и очень накладно, ведь абонент, как правило, сильно привязан к уже существующему номеру и подвигнуть его к перемене оператора, а значит, и номера, может только какое-то достаточно сильное снижение абонентской платы, а делать это сегодня никто не собирается.

Основная конкурентная борьба разворачивается на рынке подключений новых домов. И здесь есть два основных игрока: «Сибирьтелеком» и «Голден Телеком» (работающий на рынке всего 2 года), с 76% и 12% рынка соответственно. Конечно, помимо них, существуют и более мелкие игроки, имеющие по 3—4 тыс. абонентов, но, как уверены в «Голден Телекоме», только наличие развернутых сетей способно обеспечить оперативную телефонизацию вновь сдаваемого жилья.

Конкуренция за новостройки понятна, ведь сегодня их телефонизация является, по сути, единственным стабильным источником роста рынка, а значит, и доходов компаний. И основным конкурентным преимуществом здесь может стать цена подключения, тем паче, что, по словам Карасева, «телефонным компаниям есть еще где прижаться в этом плане».

Однако специалисты компаний не согласны с начальником управления информатизации, утверждая, что цена подключения напрямую зависит от стоимости оборудования станции, а она (стоимость) за последнее время практически не снижалась. Потому, утверждают игроки рынка, снижение цен на подключение возможно, по большей части, в рамках маркетинговых акций. Похожая картина складывается и в сфере конкуренции сотовых компаний: ее акцент постепенно смещается с тарифов на дополнительные услуги и сервисы.

Мобильный предел

В Красноярске работают четыре мобильные компании: «Билайн», «Мегафон», МТС и местный ЕТК.
- Получить точную информацию о распределении сил на этом рынке практически невозможно, — рассказывает Карасев, — потому что мы оперируем данными, полученными от самих игроков, а они не всегда готовы раскрывать такую информацию, ссылаясь на коммерческую тайну.

Однако Карасев признает, что уровень проникновения мобильной связи в городе приближается к 100%. Казалось бы, такая конкуренция должна приводить к постоянному снижению цен на услуги, ведь стоимость — основное конкурентное преимущество.

- Так и было, — говорит Карасев, — однако конкурирование на уровне цены привело к тому, что сегодня сотовые компании работают с тарифом, близким к пределу рентабельности.
Подтверждают это и игроки рынка. Как рассказал «ВК» ведущий специалист по маркетингу и рекламе красноярского филиала компании «Вымпелком» (бренд «Билайн») Илья Русинов, уже около года компании приходится работать в таких условиях.
- Однако это не значит, что мы, как и прочие игроки этого рынка, ничего не зарабатываем, — сказал Русинов. — Основной источник дохода — это по-прежнему голосовые услуги, однако сейчас они находятся далеко не на первом месте в рейтинге популярности, уступая так называемым неголосовым сервисам, которые сейчас приобретают все больший вес в доходах компаний. Такие услуги, как СМС, GPRS, мобильный Интернет, приносят сегодня очень хороший доход.

Смещение фокуса

Однако основная конкуренция на телефонном рынке разворачивается даже не между однопрофильными компаниями, а между самой сотовой и стационарной связью.
- И тот и другой вид имеют свои преимущества, — рассказывает Карасев, — так, например, стационарная связь сегодня дешевле, потому как стоимость оборудования ниже, да и качество фиксированной связи много лучше, не говоря уж о надежности.

Однако, несмотря на эти преимущества, в борьбе за потребителя с явным отрывом ведет сотовая связь.
- Это понятная ситуация, — уверен Русинов, — во-первых, сотовый телефон дает больший уровень мобильности и всегда под рукой, во-вторых, сотовые операторы сейчас имеют настолько разветвленные сети, что могут вполне конкурировать с операторами фиксированной связи. Например, если позвонить со стационарного телефона в Канск, то придется заплатить междугородний тариф, а если же для этой цели использовать мобильный, то у большинства операторов сегодня по региону Сибири межгород не оплачивается, а цена разговора практически не отличается от цены стационарной связи.

Другое конкурентное преимущество мобильных телефонов — большее количество дополнительных услуг, которые, как уже говорилось выше, начинают играть все большую роль в конкурентной борьбе. Не стоит забывать и об уровне сервиса — традиционно слабом месте стационарной связи. Так, например, пополнение счета мобильного телефона через столь популярные сегодня платежные терминалы занимает от пары секунд до нескольких минут (в зависимости от загруженности канала связи), а проведение такого же платежа на счет «Сибирьтелекома» займет около недели. Другой вариант — ехать в сервис-центр, выстоять очередь, заплатить. Если телефон был отключен, то включат его лишь спустя несколько часов.

По мнению Карасева, такое положение дел плюс смещение фокуса конкуренции в сторону дополнительных сервисов подстегивает стационарные компании к развитию. Так, тот же «Сибирьтелеком» регулярно объявляет о запуске новых услуг. Сегодня это и Интернет, и телевидение, и разного рода развлекательные сервисы. Не отстает от прямого конкурента и «Голден Телеком». Помимо выше перечисленного, в компании есть и другое новшество — обслуживание абонентского счета производится в режиме реального времени. То есть если абонент пополняет счет, то деньги через пару минут «падают» на счет, и доступ ко всем сервисам и услугам восстанавливается.
Вообще развитие рынка все более склоняет чашу весов в сторону мобильной связи.

- Если приглядеться к опыту европейских стран, то там стационарный телефон обходится значительно дороже услуг сотовой связи, — говорит Русинов, — и российский рынок развивается по такому же сценарию.
Это, однако, не смущает стационарных операторов. Как заявили в «Голден Телекоме», «ничего страшного в этом нет, мы все равно сможем работать и зарабатывать».
В компании приводят и другой аргумент: «Люди сегодня не готовы отказаться от стационарных телефонов, наш опыт показывает, что наследие советского режима, когда телефон был предметом почти что роскоши, еще не изжито до конца».

Евгений Волошинский, "Вечерний Красноярск"

Рекомендуем почитать