Сказать, что в Красноярске появился новый, 12-й канал — слишком мало. В Красноярске появилось новое телевидение. Хорошее или плохое — дело вкуса, но точно — совершенно не такое, каким мы привыкли его видеть и понимать. Так в чём же цель самого провокационного канала Красноярска? И что ещё от него ждать? Рассказывает главный редактор 12 канала, продюсер нашумевшей вечерней программы «Из Сибири я» Юрий Тишков.
Юрий, вы понимаете, что всё это — трое ведущих, откровенные рубрики и другие провокации — не совсем свойственно для Красноярска? Что подобные вещи больше идут Москве?
Подобные вещи идут не Москве и не Красноярску. Они идут столице. В этом и есть идея: создать ощущение, причём вполне соответствующее действительности, что Красноярск — такая же важная птица, как и Москва, что красноярцы — такие же столичные жители. Знающие себе цену и способные самостоятельно разобраться, кто друг, кто враг, что происходит в мире, и кому теперь верить, что такое хорошо и что такое плохо.
Давайте по порядку. Две самые провокационные рубрики — «Звездец» и «Голая правда». Вот как они могут помочь зрителю осознать свою «столичность»?
Это рубрики, которые заставляют посмотреть на себя со стороны.
Зрелый мужчина с поставленным голосом, говорящий на молодёжном сленге, из рубрики «Звездец» выглядит для кого-то смешно, для кого-то нелепо, но для всех — неестественно. Своей респектабельностью он оттеняет неуместность сленга в нашем русском языке, его комичность и заставляет задуматься: а следует ли идти на поводу у диктуемых нам мод? Ведь это же смешно на самом деле!
Обнажённая девушка из «Голой правды» на самом-то деле — нисколько не обнажена. Всё, что наводит хоть на какую-то мысль об эротике — прикрыто. Видны только плечи. Ни слова о сексе. Ни одной заигрывающей улыбки. Просто обзор СМИ с открытыми плечами. Это история про голого короля наоборот. В сказке убеждали, что голый король одет. А мы в два счёта убедили весь Красноярск, что ведущая, которая на самом деле стоит в джинсах и топе, — голая. И никто даже мыслью не задавался: а есть ли у неё что-нибудь под табличкой? Никто даже не догадался внимательнее взглянуть на экран и обнаружить, что иногда из-под таблички выглядывает топ, а из-за стойки — джинсы. И если вы честно ответите себе: да, действительно, я просто повелся — вы сделаете первый шаг к независимому мышлению, которое присуще только столичному жителю.
То есть она одета на самом деле?
Вы опять от меня разъяснений ждёте? А я вас именно от этого и предостерегаю. С чего вы взяли, что сейчас я вам расскажу и покажу? Смотрите и думайте сами.
Вот как вы глубоко копнули!
А мельче копать смысла нет, так ничего никогда не изменится. Хватит удивляться тому, чему весь мир давно не удивляется. В этом и есть провинциальность. Обнаженные новости и Москва, и Европа прошла ещё 10 лет назад, а мы стоим и смотрим, рты раскрыв. И возмущаемся: это ж надо, что учудили! Это мы должны всех удивлять, это мы впереди на шаг идти должны! И во многом ведь — идем. Так кто нам мешаем во всем тон задавать? В том числе и Москве. Да хоть всему миру!
А вас не смущает, что вдруг окажется: красноярцы привыкли быть провинциалами, им комфортно идти на поводу и никому эти ваши призывы думать самостоятельно не нужны. И все, чего вы добьетесь — ханжеского недовольства.
Честно: меня смущало это всё время, до первого выхода в эфир. При том, что я верю в красноярцев, как в себя, иначе не у нас выпускались бы спутники, не здесь строились бы заводы и электростанции и не здесь закладывался бы рост новой России. Я опасался, что красноярцы не то что не поймут — а просто поленятся думать. У всех ведь и своих забот хватает. Но первый же, первый же! эфир на почти нигде не настроенном канале принёс 400 с лишним СМС, по крайней мере половина из которых содержала столичные по своей сути мысли. Самостоятельные. Понимаете? И с этого момента я ничего не опасаюсь.
А не смущает конкуренция с новостями? Ведь весь ваш эфир пересекается с региональными выпусками новостей.
Во-первых, в 22 часа на нашем канале идут новости «Примы», а это, если верить исследованиям Gallup Media, — самые востребованные новости Красноярска. Так чего нам ещё желать?
А, во-вторых, мои студенты, мои родственники и друзья, незнакомые люди на улице, в супермаркете, где угодно, часто заводят разговор о вечернем канале новостей «Из Сибири я»: знаете, я вот видел у вас то-то, это чё, правда? Или: а вы что, правда, Познеру запросто позвонить можете? А я им встречный вопрос задаю: «А почему вы новости не смотрите? В это же время новости по другим каналам идут».
И подавляющее большинство отвечает:
- Ну что новости? Мы их 10 лет уже смотрим, это ничего не меняет. Ну узнали мы о коммунальной аварии в Ленинском районе — и что? Или про визит Медведева в Европу и подписание соглашений. Нам-то что от этого визита? А здесь трое ребят разговаривают про интересные и понятные вещи. Хочется встрять и поспорить. Или согласиться. Или просто послушать, пока ужинаешь, даже смотреть необязательно. И мысли появляются, и настроение какое-то. И смеешься с ними, и возмущаешься. И позвонить можно министру образования или ГАИшнику главному и сказать все, что думаешь.
Вот я и предлагаю подумать: а так ли уж нужны сегодня новости на десяти каналах? Новости об одном и том же? Десять новостей, после которых жить не хочется, потому что якобы все у нас плохо?
Мы сообщаем за программу около сотни новостей, самые интересные обсуждаем. Неинтересные — просто короткой строкой пускаем. Мы тоже — новости, но мы не рабы формата. Мы относимся к происходящему не так, как по канонам телевизионным положено, а так как нормальные люди к этому отнеслись бы. Мы не собираемся «влиять на аудиторию», мы просто даем ей голос. Мы не телевизор ей подсовываем, а микрофон — говорите, люди! Думайте и говорите!
Николай Туезов