Вертолет этой марки погубил Александра Лебедя и многих других представителей власти
В Горном Алтае продолжаются поиски вертолета Ми-8 авиакомпании «Газпромавиа», не вышедшего на связь 9 января в 11.00 московского времени. На борту было трое членов экипажа и 8 пассажиров, в том числе члены республиканского правительства.
В поисках участвуют спасатели из Барнаула, специалисты Горно-Алтайского предприятия Авиалесоохраны, самолет Ан-12 из Новосибирска, Ан-74 из Красноярска, оснащенный оборудованием для ведения радиоэлектронной разведки.
Участившиеся катастрофы вертолетов серии МИ-8 заставляют всерьез задуматься о надежности этого ветерана воздушного флота, пишет газета «Свободная пресса». Серийное производство МИ-8 началось еще в 1960 году. В истории мирового вертолетостроения по общему числу выпущенных машин Ми-8 не имеет аналогов: более 12 тысяч единиц. При этом половина из них до сих пор находится в эксплуатации. Это самый распространенный в мире вертолет. Машины Ми-8 работают в 80 государствах мира.
Ми-8 также самый воюющий вертолет своего класса. В Афганистане, Вьетнаме, Камбодже, Чечне он проявил себя как самый неприхотливый летательный аппарат.
Известен случай, когда для поддержки миротворческих сил в Камбодже были выделены российский Ми-8 и французский SA 330 Puma. Наша машина эксплуатировалась практически круглосуточно и в любых погодных условиях. Французская не могла летать во время пылевых бурь и тропических дождей. Ежемесячный налет Ми-8 составлял до 100 часов в месяц, Puma набирала не более 30 часов.
Поскольку Ми-8 самый распространенный вертолет, то и летные происшествия с его участием кажутся частыми. Но в относительных цифрах это оказывается не так уж много. За 2006, 2007 и первое полугодие 2008 года произошло 11 катастроф Ми-8. При этом в 9 случаях трагическую роль сыграл человеческий фактор, и лишь в двух случаях была «виновата» техника.
Специалисты авиационных служб России, с которыми довелось побеседовать, также убеждены, что Ми-8 разбиваются не чаще представителей других марок винтокрылых машин, просто их значительно больше в количественном отношении. Но это вряд ли может являться утешением для родственников погибших и оправданием для руководителей авиакомпаний.
Летчик-испытатель Всеволод Овчаров, который занимается расследованием авиапроисшествий, утверждает, что 68 % катастроф вызваны ошибками в эксплуатации техники. Главная из них — завышенная оценка возможностей вертолета и управляющих им людей. Особенно часто это проявляется в связи с коммерциализацией авиации. Зафрахтованные экипажи в результате финансового пресса вынуждены руководствоваться не столько инструкцией по безопасности полетов, сколько потребностями работодателя. Появилось даже расхожее среди авиаторов правило: «Клиент всегда прав». В соответствии с ним воздушные машины нередко загружаются выше нормы, нарушается технология предполетной подготовки. Результат — резкое увеличение числа аварий.
Надо также отметить, что все 11 разбившихся в последнее время машин, относятся к самой первой модификации Ми-8Т, выпуск которых закончился в 1996 году. На вертолетах Ми-8МТВ, оснащенных более мощными двигателями, не зафиксировано серьезных аварий. Вывод один: компаниям, работающим с Ми-8, нужно срочно обновлять парк вертолетов, а старые списывать, как это и положено по нормативам эксплуатации.
К сожалению, Ми-8 получил дурную славу «убийцы» высокопоставленных чиновников. Вот трагический мартиролог.
27 января 2002 года — в результате катастрофы транспортного вертолета Ми-8 вблизи станицы Шелковская погибли 14 человек. Среди них — заместитель главы МВД РФ, начальник Главного управления МВД по Южному федеральному округу генерал-полковник Михаил Рудченко, заместитель Главкома внутренних войск МВД РФ генерал-лейтенант Николай Гаридов, первый заместитель командующего ОГВ полковник Юрий Орленко, представитель командования группировки внутренних войск в Чечне полковник милиции Юрий Степаненко, начальник отделения СОБРа Северо-Кавказского управления по ЮФО подполковник милиции Александр Трофименко, сотрудники охраны и члены экипажа.
28 апреля 2002 года вертолет Ми-8, на борту которого находился губернатор Красноярского края Александр Лебедь, потерпел катастрофу в Ермаковском районе края. Александр Лебедь и еще 7 человек погибли, 11 человек были госпитализированы.
20 августа 2003 года вертолет Ми-8, на борту которого в числе 20 человек находился губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов и руководители ряда департаментов администрации островной области, разбился в 115 км юго-западнее Петропавловска-Камчатского в районе горы Опала. Он выполнял рейс Камчатка — Северо-Курильск (Сахалинская область).
Сергей Турченко, Свободная пресса