После беспорядков в марте прошлого года напряжение в Тибете не спадает. Большинство тибетцев
Недавно вы сделали заявление, которое потом было переведено с тибетского как: «Я сдаюсь». Позже ваши представители это опровергали. Так
После седьмого раунда переговоров с Пекином я понял, что сыт по горло. 10 марта этого года прошли выступления не только в Тибетском автономном округе, но и в четырех китайских провинциях, населенных тибетцами. Тогда мне казалось, что
Перед своим визитом в Японию [председатель КНР] Ху Цзиньтао признал, что такая встреча будет иметь место, и что он отнесется к ней серьезно. Так что китайское правительство официально объявило, что эта с трудом организованная встреча с моим представителем будет иметь место.
Мы возобновили контакты с китайской стороной в 2002 году. До начала мартовского кризиса прошло шесть встреч. Китайское министерство иностранных дел сообщило нескольким посольствам и правительствам, что встреча с представителем Далай-ламы состоится. Это было
В июле прошла эта седьмая встреча, которую они называли неофициальной. И их подход был крайне жестким. Они просто отвергли тибетский вопрос как несуществующий. По их словам, проблема — это Далай-лама. В этот момент я действительно был сыт по горло. Я почувствовал, что один из аспектов нашего диалога — укрепление доверия, постигла неудача. И другой аспект — улучшение ситуации в Тибете — тоже.
Наша политика «Среднего пути» пользуется поддержкой всего мира, кроме России (смеется). Все страны — ЕС, США, Канада, Австралия, Япония, Индия — все нас полностью поддерживают. Более того, среди китайской интеллигенции — студентов, людей творческих профессий — много тех, кто нас поддерживает. Это позитивный результат нашего подхода. Но главная цель — настоящий диалог с китайским правительством — не достигнута. Поэтому я подумал, что логически это неудача. Я должен ее принять.
И это были ваши слова?
Да! Собственно, с самого начала, с моей страсбургской речи
Видите ли, мы не коммунисты. Хотя я и говорю, что я марксист, но не тоталитарного толка. Я верю в демократию и в правду. Я никогда не лицемерю, а китайцы лицемерят всегда. И бывший Советский Союз тоже лицемерил. Так вот я сказал: это неудача, теперь надо спросить людей, что делать дальше. Многие тибетцы в самом Тибете и здесь в Дарамсале говорят, что далай-лама — это единственный фактор, который удерживает их от насилия. Собственно во время мартовских событий, они прибегли к насилию…
Это нужно дорасследовать! В тот день 10 марта у нас здесь было традиционное собрание [посвященное годовщине начала восстания 1959 года]. После этого мне позвонили из Лхасы и сказали, что в некоторых частях города начинаются демонстрации. Я почувствовал, что сейчас возникнет сложная ситуация. Я был очень обеспокоен, и не мог ничего сделать. Демонстрации начались во второй половине дня и продолжались
Почему?
Только
С самого начала я обратился к международному сообществу с просьбой провести тщательное расследование на месте. А потом китайские премьер-министр Вэнь Цзябао заявил международной прессе, что эти события были организованы извне — из Дарамсалы. Я сказал: «Приезжайте сюда, мы готовы показать все наши документы, все записи моих телефонных переговоров». Есть записи всех моих разговоров с тибетцами, которые приходят сюда из Тибета. Пожалуйста, можно проверить, но никто не приехал.
Когда разговариваешь с молодыми тибетцами и в самом Тибете, и здесь Дарамсале, чувствуешь, что настроения довольно воинственные. Насколько они сильны и контролируете ли вы эту часть тибетского общества?
Я не знаю. Тибетцы тоже люди. У них тоже есть эмоции. До сих пор большинство из них, включая молодежные организации, полностью поддерживали ненасильственный подход. В рамках ненасильственного подхода они [молодежные организации] выступают за независимость. Мы не выступаем за независимость. Но отдельные люди с этим не согласны. Люди ошибаются не только с моральной, но и с практической точки зрения. И в конечном счете, хотим мы этого или нет, тибетцы и китайцы должны жить вместе. Тысячелетиями так было, так останется и в будущем. Если мы прольем кровь, то в сознании китайцев навсегда останутся недобрые чувства. Поэтому ненасильственный подход — правильный и с моральной, и с практической точек зрения. И точки зрения тибетской культуры, он тоже правильный. Тибетская культура — мирная.
Почему многие тибетцы так плохо относятся к мусульманам, хотя это тоже меньшинство, притесняемое центральной властью?
Мы должны понимать, что [в Китае] есть два вида мусульман. Уйгуры и казахи из Синьцзяня — наши очень близкие друзья. Но есть китайские мусульмане. Им китайское правительство позволяет ездить на паломничество в Мекку. Синьцзянским мусульманам такое никогда не дозволяется. В таких частях Тибета как Кхам, местные тибетцы не соприкасаются с уйгурами из Синьдзяна, а только с китайскими мусульманами.
Отличие между простыми китайцами и мусульманами в том, что первые просто содержат ресторан или магазин. Мусульмане же привносят свой образ жизни и строят мечети. Они тоже забирали молодых тибетских девушек из сельской местности и превращали их в мусульманок. Это непосредственные причины обиды.
Но есть и тибетские мусульмане. В течение последних четырех веков в Тибет приходили мусульмане из Ладаха в Индии. Были смешанные браки с тибетцами, и в результате возникла мусульманская община. Они считаются тибетскими мусульманами. Сейчас они живут в Сринагаре, в специальном лагере, созданном [индийским] правительством. Один тибетский мусульманин работает в нашем информационном отделе.
Наша борьба не имеет отношения к религии. Некоторые тибетцы, которые всю жизнь посвятили этой борьбе, настоящие коммунисты, атеисты. Под их влиянием я приобрел интерес к марксизму. Когда я был в Пекине, я сказал китайским официальным лицам, что хочу вступить в Китайскую компартию. Так или иначе, сейчас я хотел бы развить идею глобальной ответственности. Это идея происходит из марксизма. Весь рабочий класс мира эксплуатируется одинаково. Поэтому нужно бороться, не только в России или в Китае, но и во всем мире.
Но разве коммунистические идеи не противоречит принципам буддизма?
Нет, я, конечно же, не говорю, что равенства надо добиваться силой. В IX веке один тибетский император три раза пытался уравнять всех граждан по состоянию. Он, понятное дело, не был марксистом. Эта идея пришла из буддизма, поэтому он ее и воплощал.
В 1956 году в Кхаме и Амдо началось вооруженное восстание, которое перекинулось на весь Тибет и привело к кризису 1959 года. В районе 1956 года большинство тибетских коммунистов поняли, что ленинская политика по отношению к меньшинствам — она замечательная, но совершенно не реализуема на местах. Они стали жаловаться своим начальникам. В результате в 1957 многие из этих тибетских коммунистов были уволены из разных китайских учреждений, гражданских и военных. А некоторых из них посадили. Это показывает, что наша борьба не идеологическая.
Я хочу, чтобы вы четко понимали. К 1959 году шла вооруженная борьба, но тибетцы, включая меня, не испытывали дурных чувств к китайскому народу, только к политике Китая. Но после 1959 года многие молодые тибетцы, включая тех, кто работает в китайских учреждениях, стали использовать по отношению к китайцам уничижительные эпитеты. Так что такие настроения возникли, и это очень печально.
Несколько недель назад умер патриарх Русской православной церкви Алексий II, который в значительной степени символизировал компромисс с коммунистической и атеистической властью и ее спецслужбами. Что вы думаете о таком выборе, который тоже стал выбором покойного панчен-ламы?
Я всегда считал, что религия должна быть отделена от государства. Когда в начале
Коммунизм — это государственная идеология. Коммунисты больше всего заботятся о равенстве и особенно о правах обездоленных. Это очень близко взглядам буддистов. Альтруизм, забота о других, особенно о нуждающихся в ней. Кроме того, коммунизм, это вид гуманизма. Буддизм — тоже вид гуманизма.
Теистические религии идут от Бога. Нетеистические религии, такие как буддизм, начинаются на уровне человека, который затем превращается в Будду. Поэтому между коммунизмом, если он применяется
В Европе очень сильны антиисламские настроения. Многие, в том числе и интеллектуалы, такие как Орианна Фалаччи, считают, что насилие заложено в саму религию, в ее священные тексты. Что вы думаете о таких взглядах?
Когда был первая годовщина 9/11, я был в Вашингтоне, я говорил об этом. Действительно, многие в своих речах и книгах начали говорить, что ислам воинственен по сути, что имеет место столкновение западной и исламской цивилизаций. Это неверно! Неправильно обвинять всю религию
Настоящие мусульмане говорят: если ты пролил кровь, ты больше не мусульманин. Они говорят: настоящий мусульманин должен распространить свою любовь на всех живых существ. То же самое говорит и буддизм. С 9/11, когда началась эта дискуссия, я всегда выступаю в качестве защитника ислама. Важно отличать нормальных людей от негодяев, от террористов.
Возьмите мусульман в Богдгайе [Буддистская святыня в Индии]. Их предки пришли туда, чтобы разрушить там буддизм. Но теперь там огромное число буддистских паломников, и какую прибыль они приносят местным мусульманам! Я всегда рад, когда они приглашают меня в мечеть. Мне нравится их угощение — сушеные фрукты, и я всегда даю деньги на мечеть. Тибетцы были долго изолированы, и наше отношение к другим религиям было не самым лучшим. Но мусульман пустили жить в Лхасу, и они прожили там четыре века. Я помню в детстве я использовал любую возможность, чтобы встречаться с мусульманами. Поэтому я знаю их очень хорошо.
Между мусульманами в Индии, в Малайзии, в Мали и арабских странах — огромная разница. В терроризм были вовлечены мусульмане из Великобритании… Возьмите иорданских мусульман. Это — западное образование, открытость. Они гораздо более открыты, чем, скажем, мусульмане Ирана или Афганистана. Когда люди сильно изолированы, они начинают делить весь мир на «них» и на «нас».
В современном мире эти взгляды меняются, благодаря экономике, культуре и средствам массовой информации. Например, я думаю, что сейчас бывший Советский Союз, Россия нуждается в более тесных контактах с Западом. В прошлом году я слышал по
Многие говорят, что Кармапа станет вашим преемником. Как вы относитесь к подобным сообщениям?
Средства массовой информации создали такое впечатление. Если вы спросите тибетцев, я не думаю, что они это поддержат. Конечно, Кармапа — очень молодой, энергичный, и в последние годы он продемонстрировал свой интеллект и серьезность. У него хороший потенциал. Но есть и другие молодые и талантливые лидеры.
Что касается реинкарнаций, то это зависит от ситуации. Это очень сложный вопрос. Кармапа принадлежит к школе Карма Кагью. Далай-лама традиционно принадлежит к школе Гелуп. Но второй, третий и пятый далай-ламы создали впечатление, что далай-ламы — выше разделения на секты. Возможно, и я создал такое впечатление (смеется).
Слышали про Шукден [запрещенное далай-ламой духовное движение]? Они очень сильно критиковали меня за то, что я разрушил династию секты Гелуп, потому что позиционирую себя вне сект.
Всегда ли далай-ламу и других высших лам будут выбирать только из этнических тибетцев?
Нет, четвертый далай-лама был монголом.
То есть далай-лама может быть найден в Калмыкии или Бурятии?
В последние 50 лет в качестве реинкарнаций лам были избраны несколько западных мальчиков. Но, в конечном счете, они уехали на Запад. Теоретически, ограничений по национальному признаку нет.
Можно задать личный вопрос. Вы когда-нибудь восставали против своей судьбы монаха и духовного лидера тибетцев, которую вы не выбирали?
Нет, никогда. Конечно, когда я был ребенком, особенно зимой во дворце Потала в Лхасе — там не
Простые дети днем уходили пасти коров и овец в горы, а на закате они возвращались, распевая песни. И я думал: «О, я хочу быть одним из них, быть свободным» (смеется). Но, в конце концов, я принял свою судьбу. Да, были сложности, много ответственности, но в этом был вызов, новая возможность. Благодаря этому моя жизнь оказалась полезной.
Недавно я был в Нигерии — полу-мусульманской, полу-христианской стране. Буддистов там нет. Но люди там очень дружелюбные, приятные. И они хорошо относились к Тибету, вероятно
Я всегда думал о себе, как об обычном человеке. Мы все — часть шестимиллиардной человеческой общины. Мы все одинаковые. Я всегда, когда выступаю перед общественностью, к сожалению, в России мне это делать не дают, но на Западе я постоянно говорю, что физически, ментально и эмоционально я такой же человек, как и все. Конечно, я буддист и получил соответствующее обучение. Я всегда подшучиваю над теми, кто верит, что я обладаю даром исцеления. Это ерунда. И я очень скептически отношусь к тем, кто заявляет, что они обладают даром исцеления. Я говорю, что если у
В одной тибетской драме 11 века ее автор говорит: «Если ты очень популярен, и все тебя любят, ты должен особенно заботится о самодисциплине и ощущать себя таким же, как все. Иначе ты станешь высокомерным». Многие лидеры стали такими.