Мировой финансовый кризис к концу прошлого года фактически загнал российский автопром в капкан. На фоне нехватки ликвидности началось резкое падение спроса на рынке автомобилей, в результате чего многие отечественные автопроизводители в декабре были вынуждены остановить производство и отправить часть персонала «на каникулы». Власти уже приняли целый ряд решений по поддержке отрасли, которые с учетом возможных новых инициатив правительство оценило в 200 млрд рублей.
Напомним, с 12 января 2009 года вступило в силу декабрьское решение правительства о временном повышении сроком на 9 месяцев пошлин на иномарки. Главная его цель, по мнению федеральных чиновников, — защитить отечественных автопроизводителей.
Пошлины на новые и трехлетние автомобили повысились с 25 до 30—35% от таможенной стоимости. А на подержанные авто старше пяти лет стали, по сути, запретительными, увеличившись в среднем наполовину. Хотя все это «цветочки» по сравнению с событиями шестнадцатилетней давности, когда в феврале 1993 года в России был установлен первый серьезный таможенный барьер на пути иномарок. С введением НДС и акциза при импорте автомобилей планка совокупных таможенных платежей для юридических лиц в одночасье поднялась с 25 до 80%.
Сегодня некоторые аналитики прогнозируют, что в ближайшие несколько лет в России серьезно изменится вторичный рынок иномарок. В продажу поступят авто, которые в настоящее время приобретаются в автосалонах, причем их количество в разы превысит импорт подержанных иномарок, что приведет к снижению его объемов.
Беспрецедентная поддержка
Федеральные власти предполагают, что оживление рынка автомобильных продаж в России начнется с середины февраля 2009 года. По их мнению, на улучшение общего самочувствия отечественного автопрома, которым считаются свыше дюжины иностранных компаний, работающих в режиме промышленной сборки на территории России, повлияют два фактора.
Повышение пошлин на ввоз иномарок, а также беспрецедентные поощрительные меры правительства, включающие госзакупки, госгарантии, субсидирование процентных ставок по потребительским кредитам.
К примеру, государство поможет выплатить кредит тем, кто купит в 2009 году новый автомобиль российского производства: оплатит часть процентов по кредиту в размере 2/3 ставки рефинансирования Центробанка. Правда, в категорию льготников попадут лишь автомобили, которые стоят не более 350 тыс. руб.
Кроме того, автопрому обещана разработка новых механизмов госгарантий по кредитам, позволяющих привлечь до 70 млрд руб. кредитных средств, а также помощь в размещении в 2009 году облигаций в объеме до 60 млрд руб.
Есть и другие решения, принятые для поддержки отечественного автопрома. В частности, создается транспортная лизинговая компания, которая только в 2009 году должна закупить порядка 10 тыс. единиц техники на 15 млрд руб. Предложена программа обновления муниципального транспорта, на которую из федерального бюджета будет направлено 20 млрд руб. Увеличивается объем закупок автотехники для нужд государственных ведомств обороны и безопасности, социальных нужд, ассигнования на которые должны вырасти вдвое по сравнению с планом. Для лизинговых компаний предусматривается открытие кредитных линий на общую сумму 43 млрд руб.
Цены и перспективы
Госгарантии и субсидии — дело, безусловно, нужное, однако такая мера, как повышение пошлины для легковых и грузовых импортных автомобилей, не нашла понимания во Владивостоке, где 90% водителей ездят на «японках», и в основном подержанных. В результате — целый ряд массовых выступлений владивостокских водителей.
А тем временем некоторые автоконцерны уже стали повышать цены и на свою продукцию. Например, АвтоВАЗ с 26 января повысил цены на модельный ряд Lada в среднем на 2,45%. Руководство АвтоВАЗа так мотивирует повышение: отпускные цены на автомобили Lada не изменялись с июня 2008 года. Кстати, глава «Ростехнологий» — госкорпорации, владеющей пакетами акций АвтоВАЗа и КАМАЗа, — Сергей Чемезов предложил сценарий дальнейшей поддержки российского автопрома: снижение НДС для отрасли с 18 до 12%.
Эксперты отмечают, что повышение пошлин на иномарки хоть и временное, но значительное. Однако новые автомобили подорожают если и серьезно, то не критично, и тот, кто собирался купить новую машину, все равно ее купит. Пусть не в такой богатой комплектации или классом пониже. А вот привыкшие считать каждую копейку покупатели подержанных машин оказались в очень непростой ситуации.
Опрос «ВК»
Екатерина Хомякова, специалист по маркетингу ОАО «Красноярск-Лада»:
- Я не могу сказать, что принятые властями меры каким-то образом помогают поднять продажи российских автомобилей; у нас, к примеру, продажи не увеличились. У всех красноярских дилеров, торгующих отечественными машинами, в январе текущего года продажи упали на 50%, однако это можно связывать с прошедшими длительными праздниками. А в декабре продажи увеличились на 30%. Я могу предположить, что в ближайшее время увеличится количество покупателей российских автомобилей: люди не будут переплачивать и приобретать иномарки, лишних денег сегодня ни у кого нет. Зарубежные автомобили будут покупать те, у кого есть возможность взять кредит либо где-то занять деньги.
Дмитрий Антипин, директор автоаукционной компании «Корона»:
- Понятно, что интересы российского автопрома сегодня лоббируются определенными структурами. Практически одновременно повысили пошлины на иномарки и увеличили цены на российские автомобили. Многие мои знакомые уезжают из Владивостока в другие регионы. Более того, я предполагаю, что произойдет массовый отток людей с Дальнего Востока уже в ближайшее время. Там просто нет работы для людей. Думаю, в Красноярске несколько снизится цена на подержанные иномарки, поскольку многие люди покупали машины в кредит, затем лишились работы и теперь платить по кредиту нечем. Люди будут хоть и переплачивать, но приобретать зарубежные автомобили, как подержанные, так и новые. Все-таки качество играет очень большую роль.
Александр Песегов, руководитель отдела маркетинга Рено-центра «АТЛАНТ»:
- Не уверен, что принимаемые правительством меры позволят поднять российский автопром в его классическом варианте, я имею в виду автомобили марки «ВАЗ», «ГАЗ». Если же считать отечественным автопромом Renault-Logan и Toyota-Camry, то оказываемая властями поддержка пойдет на пользу. Через некоторое время вторичный рынок иномарок, безусловно, изменится: появится больше автомобилей с левым рулем, а у дилеров еще большую долю будут занимать продажи комиссионных подержанных автомобилей, к примеру, по системе принятия автомобиля на комиссию.
Владимир Перекотий, телеведущий:
- Если вспомнить прошлые года, то даже при большем количестве денег у населения и больших объемах производства, тому же АвтоВАЗу не удавалось ничего сделать, и его доля на рынке неуклонно снижалась. Вообще поддерживать производителей, которые не умеют быть эффективными и привлекательными на рынке, не самая верная политика. Сегодняшние действия правительства приведут лишь к тому, что количество доступных импортных автомобилей на вторичном рынке резко снизится. И это уже происходит: в декабре прошлого Владивостокская таможня вместо 950 импортных автомобилей (средний месячный оборот. — «ВК») растаможила всего 50. К тому же сегодня на автомобили старше 5 лет действуют такие пошлины, что их просто невыгодно ввозить. Конечно, можно ждать, что теперь импортный автопарк сильно помолодеет. Но так как он еще и сильно подорожает, я полагаю, что это приведет лишь к тому, что на дорогах будет еще больше хлама. Такая ситуация вряд ли поспособствует увеличению спроса на отечественные автомобили: по сути, покупать их станет лишь та часть населения, которая не сможет переплачивать за импортные, а это лишь 15—20%. Да и то, что они выберут именно отечественные автомобили, а не дешевые импортные, производимые на территории России, большой вопрос.
Иван Смолин, председатель общественного движения КРОДА:
- На самом деле ситуация с пошлинами уже достигла предела. Как ни странно, на мой взгляд, увеличение пошлин на подержанные иномарки не принесет пользы отечественному автопрому. Как раз наоборот. Смотрите, правительство нам говорит — «наши машины плохие, и потому мы будем поддерживать их покупку». Но станут ли россияне покупать такие аппараты, если они, по признанию самого же правительства, не очень хорошего качества? Думаю, большая часть потребителей будет отдавать предпочтение новым иномаркам. А Россия и автопром не поднимет, и уже в этом году потеряет около 1,5 млрд долларов на пошлинных сборах.
Константин Хлебников, "Вечерний Красноярск"