Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Нефтяной перегон

Нефтяной перегон

11.02.2009
1

На минувшей неделе губернатор края Александр Хлопонин посетил Ачинский НПЗ. Он сообщил, что договор с «Роснефтью», предполагающий строительство собственной сбытовой сети, остается в силе. Однако некоторые эксперты уверены — компании гораздо легче купить уже существующие бензоколонки. Тем более что это поможет ликвидировать одну из основных топливных проблем региона — вывоз бензина за пределы края.

Цепочка

В Красноярском крае уже давно муссируются слухи о том, что «Роснефть» собирается строить собственную сеть АЗС в регионе. Как пояснил начальник управления информации компании Николай Манвелов, пока менеджмент рассматривает различные варианты — покупку уже существующей сети или строительство новой. О сроках Манвелов также предпочел не распространяться.

Как нам удалось узнать в одной из крупных розничных сетей Красноярска, у игроков не вызывает сомнения, что потенциальной дочкой «Роснефти» может стать местный «Красноярскнефтепродукт». Получить официальные комментарии от этой компании оказалось невозможным. Источник «ВК» в розничной сети рассказал, что наиболее предпочтительный и логичный вариант — это покупка, так как дефицита АЗС на рынке Красноярска не заметно.

- Вполне вероятно, что существующая у КНП сеть будет постепенно прирастать новыми АЗС, но ядро все-таки останется старым, — сообщил источник.

По словам заместителя руководителя УФАС по Красноярскому краю Олега Харченко,Олег Харченко оба варианта — строительство и покупка — вполне приемлемы для Красноярского края и сыграют на руку экономике.

- Возможно, в этом случае НК «Роснефть» будет продавать больше топлива на внутреннем рынке, — говорит Харченко.

К слову, такой вариант гипотетически вполне вероятен и для самого «Красноярскнефтепродукта». Недавно стало известно, что в этом году часть сети АЗС «Красноярскнефтепродукта» будет переведена на торговлю топливом стандарта «Евро-3». Возможно, это некая подготовка к покупке — дабы соответствовать статусу.
Компании-конкуренты не видят в новом игроке на рынке розницы никакой угрозы. Участники уже поделили между собой сегменты и прочно удерживают позиции. Источник «ВК» из крупной розничной сети Красноярска сообщил, что прихода «Роснефти» на рынок розницы все игроки ждут без паники: «Она не задавит объемами и не создаст никакого дисбаланса в сфере спроса».

Сговорились

Однако возможное появление новой розничной сети — далеко не единственная новость на топливном рынке. Недавно Федеральная антимонопольная служба заявила о том, что начинает настоящую атаку на розничных продавцов бензина, которые подозреваются в завышенных ценах. Глава ФАС Игорь Артемьев считает, что цены, по которым 251 предприятие России (именно столько игроков оказалось в черном списке) отпускает бензин, — искусственно завышены. УФАС по Красноярскому краю также приступило к работе. На сегодня на территории региона выявлено два факта ценового сговора — в Канске и Красноярске.

По данным заместителя руководителя УФАС по Красноярскому краю Олега Харченко, в Канске сговор установлен между компаниями «Красноярскнефтепродукт», «Магнат РД», ООО «Экипаж», «Канскагропромснабсбыт». В Красноярске — КНП, «Сибнефть-Красноярскнефтепродукт», компания «25 часов», «Октан-2000» и другие. Все эти предприятия, кстати, вошли в список, составленный ФАС РФ.
В Красноярском крае, по данным местных антимонопольщиков, разница между розничной и оптовой стоимостью дизельного топлива составляет 18%.
Отметим, что отпускные оптовые цены на само дизтопливо упали в среднем на 24%. То же самое произошло и с ценами на бензин: стоимость АИ-92 снизилась на 36%, АИ95 — на 73%, АИ80 — на 38%.

При этом в краевом правительстве утверждают, что цены на топливо находятся на приемлемом уровне. Гендиректор компании «Сибнефть-Красноярскнефтепродукт» Игорь Насиров с такой позицией соглашается — цена диктуется рыночными реалиями. По его словам, в ней много составляющих, и она соответствует затратам его компании. Кроме того, Насиров отмечает, что закупочные цены, по которым «Сибнефть» приобретает топливо, достаточно высоки (компания торгует в Красноярске омским бензином).

На выход

АЗСОднако проблема переработки нефтепродуктов в Красноярском крае касается не столько розничных цен, сколь экспорта уже готового топлива за пределы региона. Если посмотреть последние данные годовых отчетов Ачинского НПЗ, то выяснится, что год от года доля остающегося в крае бензина неизменно снижается. Харченко говорит, что данная тенденция заметна уже на протяжении трех лет. Заметьте, что широкой общественности «Роснефть» декларирует как раз об обратном — концентрации на внутренний рынок.
Хотя декларировать также можно по разным методикам: руководствоваться структурой или чистыми объемами.

По данным УФАС по Красноярскому краю, в прошлом году АНПЗ выпустило для внутреннего рынка 1 млн 729 тыс. тонн дизельного топлива, а общий объем производства составлял 2,49 тыс тонн. В этом году произведено 2 млн 165 тыс. тонн, на внутренний рынок ушло меньше — 1 млн 472 тыс. тонн. Более показательна ситуация с мазутом. Так, в прошлом году при выпущенных 2 млн 404 тыс. тонн на внутренний рынок ушло всего лишь 567 тыс. тонн.

По словам Харченко, это сознательный увод товарных потоков в экспорт. К слову, появилась информация, что и компания «Сибнефть» может снизить свою долю продаж на краевом рынке дизтоплива — компания собирается жестко следовать техническому регламенту.

Харченко говорит, что в регионе сегодня нет ни одной сертифицированной нефтебазы, которая могла бы соответствовать техрегламенту.
- На деле это означает, что компания будет постепенно сокращать объемы реализации дизтоплива. Что в этой ситуации делать перед посевной кампанией? — сетует Харченко.

В самой «Сибнефти» нам пояснили, что никаких планов насчет снижения объемов поставок не предвидится. Игорь Насиров заверил «ВК», что все зависит от спроса и предложения.

Марк Захаров, "Вечерний Красноярск"

Рекомендуем почитать