С 1 июля 2007 года вступил в силу краевой закон о полном запрете игорного бизнеса на территории региона. Однако время показало удивительную силу и живучесть игорного бизнеса, его приспособляемость к меняющейся обстановке. На ужесточение государственной политики он ответил сменой вывески, но реально своих позиций не сдает.
Напомним, 14 февраля 2007 года депутаты Законодательного собрания края во втором чтении приняли закон «О запрете деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Красноярского края». Закон вступал в силу с 1 июля 2007 года, его действие распространялось на все казино, залы игровых автоматов и другие объекты игорного бизнеса. Кстати, на тот момент в крае насчитывалось 10 казино и более 5 тысяч залов игровых автоматов.
Кроме того, парламентарии установили максимальную налоговую ставку на игровой бизнес: с одного игрового стола и одной кассы тотализатора — 125 тыс. руб., за один игровой автомат — 7,5 тыс. рублей.
Краевые игорщики ответили на инициативу законодателей акцией протеста: на площади Революции они провели несанкционированный митинг. Основным требованием протестующих была отмена или изменение закона, запрещающее организацию азартных игр на территории края, поскольку, по данным ассоциации работников игорного бизнеса, в результате его принятия без работы осталось около 5 тысяч человек. Кроме того, митингующие выразили уверенность, что запрет легального игорного бизнеса вызовет появление подпольных игорных залов.
Под покровом ночи
С момента принятия закона о запрете игорного бизнеса прошло более полутора лет, однако, по данным правоохранительных органов, желающих испытать удачу за игровым столом в крае меньше не стало. В ГУВД по краю заявляют, что правоохранительные органы будут бороться с любыми проявлениями организации азартных игр.
Кстати, 29 января в ходе сессии Законодательного собрания края в закон «Об административных правонарушениях» были внесены поправки в части увеличения размеров штрафов за организацию азартных игр. Теперь штрафы для граждан составляют до 5 тыс. руб., для должностных лиц — до 50 тыс. руб., для юридических лиц — до 1 млн руб.
В ГУВД по краю также отмечают, что красноярские игорщики не желают подчиняться требованиям закона: с ужесточением контроля предприниматели, занимающиеся организацией и проведением азартных игр, стали более изобретательными. Многие игорные заведения, опасаясь проверок сотрудников милиции, работают исключительно ночью, а некоторые бизнесмены идут на различные ухищрения, чтобы не позволить правоохранителям изъять игровые автоматы.
Самым опасным эксперты называют распространение такого явления, как интернет-казино. Формально эти заведения предоставляют всем желающим доступ к игорным интернет-сервисам. Но, по сути, как отмечают эксперты, это полноценные игорные заведения, которые, кстати, не платят налогов.
Опасность интернет-казино состоит еще и в том, что его деятельность практически невозможно контролировать. Более того, если в реальные игорные заведения вход лицам младше 21 года закрыт, то в виртуальное казино попасть могут все желающие. Эксперты уверены, что в скором времени Россию накроет волна интернет-казино, последствия которой предсказать будет невозможно.
Справка «ВК»
За декабрь 2008-го и январь 2009 года для пресечения незаконной деятельности по проведению азартных игр на территории края сотрудниками милиции было проведено 1407 проверок игорных заведений, в том числе более 1000 — в Красноярске. По итогам рейдовых мероприятий милиционерами составлено 858 протоколов об административных правонарушениях, возбуждено два уголовных дела по ст. 171 УК РФ — «Незаконное предпринимательство». В рамках административного производства милиционерами изъято 3932 единицы компьютерной техники, используемой для проведения азартных игр. В результате принятых мер 12 интернет-заведений в Красноярске прекратили свою деятельность.
Комментарии
Алексей Клемченко, экс-заместитель регионального директора по маркетингу игорной компании «Мегатрон»:
- Есть спрос — будет и предложение, это стандартное правило экономики, которое никто не отменял. Запретят игровые автоматы — будут играть в лото на миллионы рублей, в карты, в кости. Когда принимали закон о запрете игорного бизнеса, мы говорили, что готовы укрупниться, выехать за пределы Красноярска, организовать крупный развлекательный комплекс. Говорили как: человек идет за булкой хлеба, а заходит в игровой зал и проигрывает квартиру, но такого никогда не было. Нужно не запрещать игорный бизнес, а легализовать его, ведь с точки зрения контроля для власти он очень удобен: мы стабильно, гарантированно платили налог с каждого игрового стола. Я думаю, что сегодня этот бизнес стал еще более доходным: игровые автоматы запрещены, налог с них предприниматели не платят, а это уже повышение рентабельности. Второе: сегодня очень много интернет-казино, с компьютеров также налоги не платят, кроме того — существенно снизилась арендная плата. После принятия закона в крае было очень много игрового оборудования: хороший игровой автомат стоил около тысячи долларов, а когда начал закрываться бизнес, его можно было купить за 10 тыс. руб. Сегодня ничего не мешает в частном доме организовать игровой клуб, куда милиция может зайти только с санкцией прокурора, поскольку это частная собственность.
Сергей Шульц, заместитель начальника отдела по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства ГУВД по Красноярскому краю:
- Безусловно, игорный бизнес был и остается высокодоходным. Сегодня по многим аспектам игорщики перенимают зарубежный опыт, находят новые формы проведения азартных игр, используя при этом несовершенства законодательной базы, в результате чего мы видим существенный рост интернет-клубов и лотерейных заведений. Через Интернет предоставляются услуги выхода на сервер, который находится на территории других субъектов Федерации либо в оффшорных зонах за пределами России. По результатам рейдовых мероприятий в январе текущего года полностью прекратили свою деятельность 17 таких заведений. Существенным недостатком закона края является отсутствие санкции «конфискация игорного оборудования», однако такой нормативный акт может быть принят только на федеральном уровне. Еще одна проблема: контроль за перечислением денежных средств физическими лицами осуществляется начиная от 600 тыс. руб., поэтому очень трудно посчитать, сколько денег прошло через электронные системы платежей и какой доход получают люди, занимающиеся предоставлением услуг игорного бизнеса. Я считаю, что закон о запрете игорного бизнеса на территории края принят своевременно, поскольку в милицию поступает большое количество обращений о том, что люди проигрывают большие суммы и обрекают свои семьи на нищету. На сегодняшний день позиция руководства ГУВД по краю одна: игорного бизнеса на территории региона не будет.
Всеволод Севастьянов, депутат Законодательного собрания Красноярского края:
- Вопрос состоит из двух частей. Во-первых, кому это выгодно, и здесь могут быть не только организаторы игорного бизнеса, но и те, кому положено его пресекать. Во-вторых, соотношение меры наказания и степени риска определяет, будет этот бизнес продолжаться или нет. Как только степень наказания станет такой, что рисковать — бессмысленно, это прекратится мгновенно. Пока у нас в стране возможна ситуация, когда в третий раз судят за умышленное убийство, — убийства будут продолжаться. Мера ответственности за нарушения закона несопоставима с доходами участников этого бизнеса. Можно сказать, что сегодня игорный бизнес ушел в подполье, однако контролировать его в рамках оперативной и агентурной работы большой проблемы нет.
Олег Харченко, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю:
Игорный бизнес востребован, и отсутствуют правовые механизмы его пресечения. Краевые депутаты, принимавшие закон о запрете игорного бизнеса, люди, в массе своей принадлежащие к традиционной культуре, не учли такой факт, как существование сети Интернет. Поэтому сегодня обычные игровые павильоны называются интернет-клубы. Я считаю, что по этой проблеме необходимо принимать комплексное решение. Этот бизнес, даже в то время, когда он был более-менее легален, было сложно контролировать, поэтому налоги брали с игровых столов, без учета оборота. Сегодня уровень контроля остался приблизительно на прежнем уровне.
Дмитрий Иванов, "Вечерний Красноярск"