Ох, как я эту тему не люблю! Но обстоятельства вынуждают, а яснее сказать, друзья просят ее хотя бы по минимуму обозначить. Обозначаю.
В рамках федерального Гранта, выигранного обществом «Мемориал»* специальный дипломант Фонда имени В. П. Астафьева Дмитрий Краснопеев ездит по городам России с лекциями на тему «Межнациональные отношения в России. Толерантность. Патриотизм». Выступал Дмитрий в Москве, а вот вам статья известного российского литературного критика, лауреата премии Фонда Астафьева Елены Сафроновой по мотивам лекции Д. Краснопеева в Рязани. О нашем с Краснопеевым и Алексеем Бабием* выступлении в Красноярске я уже как-то сообщал.
Елена Сафронова, как и Дмитрий в своих выступлениях, говорит о национализме, его истоках, причинах и о том, какую мерзость он, национализм, из себя представляет. Да и сестричка его, ксенофобия там же рядом.
Что тут скажешь: ненависть к чужому, презрительное, пренебрежительное отношение к людям иной национальности, иной культуры омерзительны. Тут и спорить бессмысленно.
Как ни странно, но насколько я понимаю, при всей остроте и угловатости нашей российской жизни, эти вопросы у нас все же стоят не так напряженно, как в зарубежной Европе, где (в Германии, например) давно уже есть почти стопроцентно турецкие города (а вообще в Германии проживает 3 миллиона (!) одних только курдов), где (в той же Германии) число мечетей с четырех 40 лет назад выросло до двух с половиной тысяч сегодня, где (например, в Бельгии) вполне нормальное имя для современного бельгийца Фарид или Фарух какой-нибудь. Где власти реально озабочены тем, как занять новоиспеченных граждан, выходцев из Малой и Центральной Азии, строят для них лагеря по военному образцу; там молодых людей учат прежде всего дисциплине. Где по всем соц. опросам проблема номер один — проблема приезжих: от общей исламизации Старого света до возросшего уровня преступности.
Повторяю: национализм, ксенофобия, шовинизм в любой форме отвратительны. Но, объясните мне, простому сибирскому валенку, почему, приезжая в христианские страны, мусульмане преспокойно остаются при своих чадрах, чалмах, хиджабах и т. д. (и это нормально). Никто им ничего не говорит, и никто их за это никак не трогает. Однако нашей же девушке, нечаянно попавшей по воле злого шайтана в какие-нибудь ОАЭ, грозит ни много ни мало побиение камнями, если она, не дай Бог, забывшись, выйдет в шортиках погулять, как привыкла у себя на родине. Сдается мне, здесь какая-то несправедливость.
Лично я с уважением отношусь к Великой исламской вере, и не будь евреем, давно бы принял ислам, но рассуждая здраво: не слишком ли альтруистична Европа, не слишком ли она уступчива? Куда это все приведет, чем это реально грозит?
Итак: национализм, ксенофобия, шовинизм в любой форме отвратительны. Но знаете ли вы, насколько сплоченны, слитны, целостны восточные диаспоры? Каково внутри диаспор отношение к местному населению? Полагаю, проникнуть туда чужому практически невозможно. То есть, если верить тому же Диме Краснопееву, да и вообще той общепринятой позиции, которую должно нынче излагать и придерживаться: мы должны быть к «иным», «чужим» открыты, практически с распростертыми объятиями, но они-то к нам закрыты на все замки, и никогда не примут нас как своих! Широко известно, к примеру, как ужасен и гадок расизм белых… Но в последние годы пишут и говорят уже о расизме черных по отношению к белым, и расизм этот еще страшнее… А как вы думаете (это уже про Россию) сколько русских проживает в Чечне, не считая военных? Ответ прост: ни одного. За девяностые годы их всех или поубивали или просто выдавили из республики. Зато чеченская диаспора есть в любом городе России, и, как правило, она весьма влиятельна (но республики Ичкерия вообще не хочу касаться — это просто одно большое двухсотлетнее преступление и именно с нашей, российской стороны).
Национализм, ксенофобия, шовинизм в любой форме отвратительны — это мы помним. И скинхедские дружины, как одно из проявлений всей этой гадости, просто ужасны. В лучшем случае — это сборища обманутых, наивных, недалеких парней, в худшем — банды трусливых подонков с логикой все на одного. Но, припоминая выше отмеченное о закрытости, спаянности национальных сообществ (все же видели: выходцы с Кавказа — всегда толпой ходят, к девушкам — гуртом липнут, чуть ли не насилуют на глазах у добропорядочных граждан; китайцы, в основном также группами, одного редко встретишь), приходит мысль: скинхедские группировки — это ответ на группировки диаспор, ответ, напрашивающийся сам собой. Если есть у них, почему чтоб не было и у нас? Это, если угодно, некая самозащита русских, свидетельство того, что русские еще способны на активно-агрессивную оборону…
Понятное дело, скинхедов я не защищаю, а национализм, ксенофобия, шовинизм в любой форме отвратительны, но вопросы, вопросы, вопросы… И сдается мне, никто их никогда не решит. Остается, пожалуй, занять некий наблюдательный пост, по мере возможности унижением или, не дай Бог, истреблением людей не мараясь. А что еще сделаешь?
Я бы лучше поизучал общественные отношения, их суровость, несправедливость в направлениях: богач — бедняк, власть — народ, столичный житель — провинциал, наконец, американец — неамериканец. Но это как-нибудь в другой раз.
Антон Нечаев
*Организация внесена Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.