Предвижу, что опять услышу гневные упреки «не обижать нашу птичку». И что к неудаче приглашенного режиссера художественный руководитель Красноярского ТЮЗа Андрей Няньчук якобы не имеет никакого отношения. Ну давайте все же не будем лукавить — еще как имеет! И в череде тюзовских неудач неизвестно, когда будет поставлена финальная точка.
Я о спектакле Александра Каневского «Двенадцатая ночь — тринадцатое утро…» по пьесе Шекспира «Двенадцатая ночь». О самой постановке — в недавней рецензии. Вдогонку к ней хочу немного порассуждать о картине, которая сложилась в этом некогда прославленном театре за последние годы. Не хочу утомлять долгим погружением в историю, как загибался ТЮЗ. Упадок в нем ощущался задолго до прихода Няньчука. Не наступил заметный прогресс и при его назначении. Но Андрей Анатольевич умеет быть обаятельным и убедительным. И в первые годы его руководства, невольно поддаваясь уверенности худрука ТЮЗа, что театр поднимется, я писала в рецензиях что-то вроде «да, спектакль не идеален, но хочется надеяться…», «постановка оставляет желать лучшего, но будем верить» и т. д.
Однако с каждым сезоном этот аванс доверия таял. А с приходом на руководство краевым культурным ведомством Зои Благих сменился все более нарастающим возмущением. Почувствовав неприкрытую поддержку сверху (творчески ну ничем необъяснимую), главный режиссер ТЮЗа словно перестал видеть всякие берега. В итоге имеем то, что имеем — хаотичный репертуар, разбалансированную и очень неровную труппу, постановки одна слабее другой. А самое главное, что возмущает больше всего — на эти спектакли продаются билеты, приходят зрители. Происходит многолетняя подмена, когда зрителям изо дня в день предлагается некачественное блюдо. Искушенные, попробовав, плюнут и отправятся в другие театры.
Неискушенные же — возможно, проглотят, удивившись его пресности. А у кого-то может случиться и несварение желудка. Стоит ли удивляться, что многие дети и подростки (которых зачастую приводят в театр учителя), посмотрев на такое безобразие, на всю жизнь потом проникаются отвращением к театру. Преступность — да, именно так! — столь долгого псевдохудожественного руководства именно в том, что театры теряют своих будущих зрителей. А, как сказал по этому поводу профессор РАТИ Геннадий Дадамян, «человек становится постоянным, подготовленным зрителем театра только в том случае, если он начал ходить туда с детства. Даже уровень образования имеет меньшее значение». Кстати, благодаря пониманию важности этого в Красноярске 45 лет назад и появился ТЮЗ. Представляю, что бы сказали начинавшие в нем режиссеры Кама Гинкас и Геннадий Опорков, посмотри они сейчас на свое детище…
На эту больную тему можно говорить долго. Но, честно говоря, в какой-то момент откровенно опускаются руки — доколе?.. Ведь вывод очевиден уже много лет: чтобы возродить этот очень важный для всего нашего социума театр, ему срочно нужен другой творческий лидер — настоящий. Рыба гниет с головы. Я категорически не согласна, когда всех собак пытаются свешать на актеров — мол, они плохо играют, не в состоянии воспринять замысел режиссера. Да, кто-то не в состоянии. И в краевой драме есть несколько слабых актеров. Но применительно к ТЮЗу — у его труппы еще не до конца угас потенциал. Что, кстати, проявилось и в последней премьере. При всей невнятности режиссуры в «Двенадцатой ночи» было несколько неплохих актерских работ (об этом в рецензии). Когда же, наконец, труппа ТЮЗа попадет в добрые, сильные и заботливые руки?..
Елена Коновалова. Фото из архива театра.