С 1 июля этого года проезд в муниципальном транспорте во всем Красноярском крае подорожает с 9 до 11 рублей. Однако такое повышение не сможет покрыть даже убытков перевозчиков.
Еще перед последним повышением цен на проезд в маршрутных такси до 11 рублей специалистами края было дано полное экономическое обоснование такого тарифа. Муниципалы же на своих автобусах не стали повышать стоимость, объясняя это социальной значимостью своего транспорта. Теперь же, когда в крае существует система единых социальных карт, необходимость в заниженном тарифе отпала.
- Сегодня почти все коммерческие перевозчики возят льготников по этим картам, — заявил министр транспорта Красноярского края Александр Ядов, — так что поддержание социального тарифа на муниципальном транспорте нецелесообразно. К тому же существующая тарифная политика вызывает много нареканий от антимонопольщиков, как нарушающая конкуренцию.
Дата введения нового тарифа — 1 июля — тоже была выбрана не случайно. Как пояснил министр экономики Красноярского края Алексей Иванов, такое решение позволит не допустить повального увеличения социальных выплат по картам и проездным. «Оно составит лишь 25 млн рублей против 100, в случае если бы тариф вводился раньше», — пояснил он.
Однако в то, что единственной причиной повышения тарифа является перераспределение льготников по коммерческим перевозчикам, верится с трудом. Муниципальный транспорт долгое время был убыточным, и единственным средством его существования были деньги, выделяемые на оплату проезда льготников. Сейчас же, когда льготников перевозят почти все перевозчики, у муниципалов практически не осталось средств для выживания.
- Сегодня муниципальный транспорт несет большие убытки, — говорит руководитель департамента транспорта городской администрации Олег Якубович, — повышение же тарифа до 11 рублей позволит нам уменьшить их с 30 до 15 млн рублей в год.
Хотя на поверку размер убытков может оказаться гораздо больше. Еще осенью прошлого года, выступая на заседании городского Совета депутатов, специалисты департамента транспорта оптимистично рапортовали, что при повышении тарифа до 11 рублей размер субсидий на 2009 год муниципальным перевозчикам составит 942 млн рублей. Конечно, субсидии и прямые убытки — это разные вещи, но все же.
- За последнее время в реформирование системы общественного транспорта вложено огромное количество денег, — говорит депутат Законодательного собрания Красноярского края Алексей Клешко, — однако она все равно остается убыточной. Зачем мы покупали новые автобусы, если они ходят по такой маршрутной схеме и с такой частотой, что не перевозят пассажиров?
Позицию Клешко, сам того не желая, подтвердил и Якубович, заверив, что сегодня муниципальным транспортом пользуется лишь 1% всех пассажиров.
По сути, сегодняшние проблемы муниципального транспорта лежат даже не в сфере тарифов на проезд в них. Дело в неэффективной организации самой маршрутной сети муниципалов. Так что решить проблему экономической эффективности отрасли только за счет повышения стоимости проезда вряд ли удастся.
Петр Лукашин, "Вечерний Красноярск"