Главная
>
Статьи
>
Тайна Чингис Хаана

Тайна Чингис Хаана

19.03.2009
6

Режиссер - Андрей БорисовТайна Чингис Хаана
В ролях: Эдуард Ондар, Степанида Борисова, Ефим Степанов, Оргил Махаан, Петр Садовников, Сергей Егоров, Кэри Хироюки-Тагава
Продолжительность - 120 м

Фильм о Чингисхане, снятый по книге якутского писателя министром культуры республики Саха-Якутия, среди зрителей которого разыгрывается небольшой бриллиант - ух, как велик соблазн немедля прописать такое произведение по классу несусветной дичи! Торопиться, впрочем, не стоит - эта совместная ко-продукция России, США и Монголии, скорее чертовски любопытна, нежели нелепа. Даже несмотря на участие сертифицированной легенды мирового трэш-кино Кэри Хироюки-Тагава.

Формально «Тайна Чингис Хаана» вроде бы рассказывает всё ту же историю, что и, например, «Монгол» Сергея Бодрова - все этапы превращения тихого монгольского мальчика Темучина во властелина половины мира Чингисхана представлены строго, как по списку. Другое дело, что постановщика Андрея Борисова вся история Чингисхана интересует, кажется, в последнюю очередь - он снимает не биографию из серии «Жизнь замечательных людей», а скорее некое импрессионистское полотно по её мотивам.

Ключевые моменты истории Темучина здесь порой вбрасываются всего лишь парой-тройкой фраз - но этого, в принципе, вполне достаточно. Борисов как будто предполагает, что историю все учили, и так и старается сосредоточиться на выразительной составляющей фильма. Первые минут сорок завораживают просто на раз - Борисов берёт размеренный темп и насыщает экран ярчайшими визуальными образами, наполненными той самой звенящей мистической красотой, что бывает только в степи. Как и в «Монголе» Бодрова, сама земля, породившая Темучина, становится действующим лицом. В небе парит сокол, над степью сгущаются тучи, на дереве сидит шаман и мерно постукивает в бубен, снег окрашивается кровью казненных - такие вот вещи занимают в фильме ничуть не меньше времени, чем какие-то более активные события, и в этом видится своя прекрасно понятная логика.

Другое дело, что момент, в котором суровая правда истории Чингисхана потребовала бы перехода к военным действиям, был неотвратим - и в этот самый момент «Тайна Чингис Хаана» благополучно превратилась в совершенно другой фильм. Вместо завораживающей степной медитации начались дурно снятые бойни - камера мечется между лошадьми, массовка машет саблями, кто-то куда-то падает, из-за кадра брызгает красное. Впрочем, ладно - один раз Борисов простым замедлением скорости движения пленки достигает в битве такого эффекта, что Зак Снайдер мог бы порозоветь от стыда, глядя на такое. Но только один раз - всё остальное время баталии выглядят ровно так, как можно себе представить от словосочетания «исторический эпос о Чингисхане, снятый в Якутии».

И вот что особенно смешно - как только схватка заканчивается, фильм немедленно обретает свой завораживающий и величественный ритм обратно. Так всё и идёт до конца, чередуясь. В принципе, и в таком виде «Тайна Чингис Хаана» весьма любопытна - положа руку на сердце, и не вспомнишь фильм, хотя бы отдаленно на неё похожий. Но всё равно невозможно не думать о том бриллианте, который мог бы здесь получиться при правильном подходе к вещам (в конце концов, можно было бы придумать вполне легитимное художественное оправдание тому, что в фильме о Чингисхане все войны и драки были бы оставлены за скобками). Зато вместо метафорического бриллианта на экране будет настоящий у кого-то из счастливых зрителей - тоже, наверное, не самый дурной вариант развития событий.

Вердикт Кочерыжкина - чрезвычайно любопытный образчик современного искусства - завораживающее арт-кино пополам с чудовищно снятым историческим боевиком.

Серж Кочерыжкин

Рекомендуем почитать