Одно из сокровенных мечтаний литератора, воспитанного на классике и относящегося максимально ответственно к литературному делу — это влиять своими сочинениями на умы публики, формировать мировоззрение своих читателей, с помощью слова «не всуе сказанного» решать проблемы, в том числе самые сложные, самые «мировые».
Именно на роль такого, если не «решателя проблем», то, по крайней мере, их самого острого и жгучего указателя выступает писатель алжирского происхождения, пишущий
Откровенно сказать, кто из писателей, да и из общественных деятелей тем более, да вообще из землян не хотел бы так или иначе решить наконец палестинскую проблему, сторонним наблюдателям уже вполне надоевшую? Помирить, поделить, развести эти два непримиримых народа, ни в какую не хотящих мириться.
Ясмина Хадра, араб, живущий во Франции, как никто эту проблему чувствует. Для него и палестинцы, и западный мир, несомненно, ближе к которому израильтяне — оба эти мира родные. Как и для героя романа Ясмина Хадра «Теракт» арабского хирурга, пытающегося правдами и неправдами устроиться в принципе враждебной для него среде израильских врачей.
В государстве Израиль существует масса различных программ, помогающих палестинцам адаптироваться, обрести профессию, и герой пользуется этой поддержкой (в романе об этом мельком). Заканчивает университет, работает в престижной клинике. Обретает друзей среди евреев. И свои его вроде не чересчур презирают. Но
Роман «Теракт», опубликованный во Франции в 2005, у нас же в 2008 («Иностранная Литература» № 8 2008) довольно удачная смесь коммерческого, почти «боевичного» стиля с традиционно высоким темпом, детективной закруткой, и серьезной литературы с постановкой самых насущных и самых глобальных проблем человечества. Правда, и в этой книге нет никаких ответов. Одни вопросы. Но поставлены они так, что вздрагиваешь. И сердце болит.
Кстати, Ясмина Хадра — лауреат премии Министерства иностранных дел Франции за деятельность в разных областях искусства, нашедшую особенно значительный отклик в мире (2008). Характерно.
Антон Нечаев