Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Это история о свинье по кличке "алая"

Это история о свинье по кличке "алая"

06.04.2009
4

Ребята, «Порко Россо» на большом экране — нечто невообразимое. Чистое счастье.

Порко РоссоПри чём знаете, категории «я уже видел» тут совершенно не работают. Я тоже видел, и не раз — но реально оказался совсем не готов к тому, какое впечатление это производит на экране, да ещё и на плёнке. Там просто от красоты исполнения слёзы порой на глаза наворачиваются (я не шучу совершенно сейчас) — один только пролёт самолета над холмами, нарисованный в далёком 1992-м году чисто вручную, выбивает намертво. И это только минута какая-то из фильма. Тут всё так, в сущности, работает — начинаешь замечать вдруг какие-то вещи, которых никогда в этом фильме не видел раньше; да и то, что видел и знаешь всё равно вставляет нешуточно. Сейчас вот сижу и горюю — в своё время, когда в Доме Кино шли и «Лапута», и «Кики», и «Тоторо» (Тоторо!!!), я тоже про себя думал «Да ладно, видел ведь, причём много раз». А сейчас хочется самого себя сковородкой по башке треснуть — вот ведь идиот самонадеянный, надо было бежать, задрав штаны.

Порко РоссоЯ, кажется, сформулировал для себя, наконец, почему мне «Порко Россо» из всего Миядзаки больше всего нравится. Тут же центральная коллизия с превращением героя в свинью — она же взрослая очень. Нет, понятно, что у Миядзаки в каждом мультике какая-то довольно большая и серьёзная мораль зарыта, хоть экологическая, хоть нравственная, хоть ещё какая — но в «Порко» он как раз говорит не о внешнем, а о внутреннем, человеческом, причём говорит очень по-честному как-то, без громких слов и широких жестов. Потому что, если вот совсем-совсем напрямую спросить — почему он стал свиньей, там же единственный возможный ответ будет «Да чёрт его знает». И что с этим делать дальше, как поступать, как жить — тоже чёрт его знает. И Миядзаки здесь не относится к своему герою со снисходительным всезнайством автора, всё это сочинившего — мол, вот тебе, дорогой запутавшийся Порко, верный путь к искуплению. Не-а, он так же, как и сам Порко, осторожно нащупывает эти пути, ошибается, срывается порой, понимает очевидное в последний момент, и так далее. Причём умудряется делать весь этот довольно сумбурный на самом деле поиск правильного пути чертовски элегантным. То есть, я не знаю — лучше в мире ролевой модели, чем Порко Россо, и не бывает, наверное.

А, ну и вот что - вот та гениальная ситуация в самом конце, когда тебя вдруг поцеловали, и ты весь такой ошалелый раз и что-то понял, а тебя тут же крылом по башке БАЦ! и в воду - ёлки-палки, это ж вся наша жизнь в миниатюре.

С.М.

Рекомендуем почитать