Заметка Леры Олюниной о выставке, посвященной Николаю Васильевичу. К тексту прилагаются исторические картинки.
Валерия Олюнина. Гоголь — в лицах, письмах, мемориях
Уникальные мемориальные экспонаты, предметы эпохи, произведения живописи и графики, редчайшие книги из собраний Государственного музея А.С. Пушкина представляет к 200-летию со дня рождения писателя выставка «Гоголевский бульвар. Художественный мир Н.В. Гоголя в документальных памятниках XIX-XX веков».
Когда великие творцы перестают быть хрестоматийными, материализуются, приближаются к нам, представляя свою жизнь крупным планом, это всегда производит впечатление. Вот и на Пречистенке тоже так случилось: на фигуру Николая Васильевича можно смотреть под разными «увеличительными стёклами». Здесь есть марки и жетоны с его изображением, медали, выпущенные в 1959 году, есть портреты писателя от Хорса Янссона и Герты Немёновой, знаменитой ученицы Кузьмы Петрова-Водкина и Фернана Леже…. У каждого Гоголь, конечно, свой. Был ли он таким — не так важно, в этих графических и живописных работах много субъективного, личностного восприятия жизни и судьбы писателя, чей прозаический дар Виссарион Белинский ставил выше пушкинского, привычно являющимся «нашим всё». У Петра Бореля (в крупнейших музеях нашей страны хранится довольно внушительные коллекции его гравюр, офортов, литографий) Гоголь неожиданно с детской, незащищенной душой, как-то сглаживается его длинный нос (не такой ли терял капитан Ковалев?), но остаются выразительными удивленные глаза.
Поостережемся громких фраз и жестких резюме на тему, кто более матери-истории ценен. Композитор Сергей Слонимский считает, что каждый творец выполняет свою миссию, и сравнивать Гоголя с Пушкиным позволительного только Хармсу в его юмористических рассказах.
Гоголь приближается к нам через свои рукописи: на выставке большое количество автографов, написанных удивительно аккуратной и твёрдой рукой. Кураторов выставки ожидало множество открытий и не только текстологических. Ещё в начале прошлого века считалось, что всё, что было можно извлечь и добыть из гоголевских рукописей, уже извлечено и добыто. Тем не менее, даже через столетие после этого находки неизвестных рукописей и автографов Гоголя не прекращаются. Поистине драгоценным подарком стали совсем недавно опубликованные тексты в сборнике «Неизданный Гоголь». В этих витринах — важнейшие среди новых автографов Гоголя из РГАЛИ — «Записная книга 1835 г. с лекциями и статьями по истории и географии».
Гоголь приближается к нам и через мир предметный. Среди экспонатов — бесценная мемория, которая хранится в музее А.С. Пушкина — кожаный портфель Николая Васильевича. Именно в нём, по воспоминаниям современников, хранил писатель свои рукописи, в том числе, вторую часть «Мёртвых душ», которая позже была им сожжена.
Яркой частью выставки станет раздел, посвященный «гоголеане» в театре и кинематографе. Эскизы декораций и костюмов, реквизиты театральных и кинопостановок представят фонды Большого и Малого театров России, киностудии «Мосфильм». Выставка представит костюмы, фото и видео репортаж со съемок последнего и самого масштабного кинопроекта по произведению Гоголя — исторической драмы «Тарас Бульба», которая только что вышла. Запомнятся фотографии и великого Михаила Чехова в образе Хлестакова, платья Марьи Антоновны, в которых блистала дочь губернатора в исполнении Инги Стрелковой-Оболдиной в телесериале Павла Лунгина «Дело о мёртвых душах»….
Но две вещи останутся в вашей памяти навсегда. Это гипсовая посмертная маска Гоголя из коллекции художника Д.Н. Тугаринова и дело 2-го департамента Московского надворного суда о передаче имущества писателя родным после его смерти. Упоминание о старом чёрном люстриновом пальто, суконном синем фраке с бархатным воротничком и бронзовыми пуговицами, шинели, енотовой шубе заставит нас чувствовать Гоголя слишком живым, умело прячущем «невидимые миру слёзы».