Красноярск теряет деньги на воде
Краевой центр в этом году потратит около 27 млн рублей на обслуживание городских фонтанов. Однако специалисты считают: летняя красота обходится городу намного дороже. Дело не только в неэкономичности самих водных конструкций, но и ветхих сетях, от которых, кстати, и питаются наши фонтаны.
Финансы подземелья
Отметим, лишь в этом году в городе не ожидается увеличения количества фонтанов. Все предыдущие годы в Красноярске стабильно вводилось в строй несколько водных сооружений — в этом уже не планируется строительство новых. По данным департамента городского хозяйства мэрии, в 2009 году будет обслуживаться 36 муниципальных фонтанов. В прошлом году, например, на балансе была лишь 31 конструкция. Естественно, увеличилась и статья расходов — с 22 до 27 млн рублей. Самые значительные и энергоемкие: «Питерский мост» — 384 тыс. рублей, «Реки Сибири» — 2 млн рублей, «Пушкин и Гончарова» — 128 тыс. рублей. Сами по себе цифры, согласитесь, вполне значительные, учитывая, что в городе всего 117 фонтанов — большая их часть обслуживается частниками. Доля затрат на электроэнергию составляет всего 13%, на воду — 2%, на чистку — 34%. Итого получаем 49% общей стоимости содержания. Куда уходит остальное, в мэрии не пояснили. Видимо, на зарплаты работникам учреждения, которое выиграет конкурс на обслуживание или на совершенствование несовершенных конструкций.
Однако мэрия, возможно, чуть-чуть лукавит. Да, само по себе сооружение и траты на него — это копейки, но сколько средств теряется при доставке воды? И стоит ли вообще строить такие разбрызгиватели, если не решена основная проблема? Вряд ли
Дело в том, что большая часть фонтанов в городе, как нам пояснили специалисты, не резервуарные. Иными словами, в них нет замкнутого цикла циркуляции воды. С одной стороны, так лучше. Прямое подсоединение к магистральным водопроводным сетям позволяет избежать чрезмерной фильтрации. Ведь резервуарная система — это не очень гигиенично, если ее постоянно не очищать. К тому же, можно использовать уже имеющийся в сетях напор и не тратиться на дополнительные насосы.
Однако не все так хорошо. Не беремся судить об экономической целесообразности фонтанов как таковых в условиях кризиса, но
- Говорить о реальных затратах довольно сложно. Но судите сами, город ежедневно теряет около
Вот такая экономия. Действительно, по сравнению с затратами, которые необходимы для приведения магистральных сетей в надлежащее состояние, 27 млн рублей кажутся мелочью. По оценке Турутина, на эти цели необходимо около 1,5 млрд рублей. Но сколько теряется на этой мелочи? Ведь вода, которая, по идее, должна радовать красноярцев, отбирается у них же самих — из тех самых труб, которые идут в квартиры. И при этом коммунальщики и энергетики призывают ставить счетчики в квартиры, чтобы подсчитывать реальные объемы потребления. Интересно, что, по данным «Краскома», на начало апреля долги за холодную воду у красноярцев достигли почти пяти миллионов рублей. Вот только задумывался ли
Дабы оценить масштаб, достаточно сказать, что 200 тысяч кубометров могут напоить целый город наподобие Дивногорска или Сосновоборска.
Помимо потерь в сетях, Турутин указывает и на несовершенство конструкции самих сооружений.
- У фонтана на Театральной площади, например, серьезные проблемы с гидравликой. Возможно, причина в том, что его монтировали китайские специалисты. Собственные наработки местного водоканала не применялись, — говорит Турутин.
В итоге, специалистам как минимум придется повозиться с расконсервацией, не говоря уж о дальнейшем обслуживании. Конечно, критических замечаний со стороны «Краскома», который раньше обсуживал фонтаны, не дождаться. Ведь в противном случае можно лишиться милости администрации города.
Фонтанное яйцо
Позиция мэрии насчет энергоэффективности «брызгалок» достаточно занимательна и в целом малодетализирована. На наш вопрос, планирует ли администрация
После того как комментарий появился на портале, из департамента позвонили и настоятельно попросили мнение Сергея Корня изменить. Получилось вот так: «Аукцион пройдет 27 апреля, тогда мы и узнаем, кто будет чистить фонтаны, а сейчас от нас ничего не зависит. Мы проводим торги с тех пор, как федеральный закон об оказании муниципальных услуг установил, что все такие услуги осуществляются только посредством открытых аукционов. В отношении остальных, помимо этих 36 городских фонтанов, — мы будем работать непосредственно с владельцами объектов. Частные предприятия могут запустить свои фонтаны немного позже, ведь у всех разное положение. Отмечу, что у нас всегда были хорошие рабочие отношения с владельцами фонтанов».
Впрочем, кто будет победителем, особенно гадать не надо. Пока на сайте администрации города нет официальной информации об участниках аукциона. В департаменте городского хозяйства нам также затруднились назвать компании, заявленные в документации. В прошлые годы управлению зеленого строительства Красноярска помогала на правах субподрядчика компания «Краском». Как нам удалось узнать, в этом году они планируют победить. Однако же очевидно, что частную, по сути, компанию не могут интересовать такие мелочи как энергоэффективность фонтанов. Деньги выделены, и их надо осваивать.
Марк Захаров, «Вечерний Красноярск»