Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Кризис связи не помеха

Кризис связи не помеха

22.04.2009
4

Сотовые компании не сворачивают программ развития

Мобильная связь сегодня переживает не лучший период своего развития. Условия кризиса заставляют операторов находить новые инструменты взаимодействия с абонентами. Однако даже в столь непростых условиях находятся компании, не планирующие снижать заданной планки развития.

Ценность каждого

Сотовая связь на сегодня является неотъемлемой частью жизни практически любого красноярца. Неудивительно, что при таком распространении сейчас к ней приковано огромное внимание. Особенно оно усилилось с наступлением кризисных явлений в экономике. Однако сами операторы сотовой связи ощутили влияние кризиса с небольшой отсрочкой. Первый кризисный месяц не принес отрасли особых сюрпризов, поскольку ноябрь всегда отличается снижением активности абонентов и уменьшением продаж. Но уже в декабре все операторы отметили несвойственную активному предновогоднему месяцу скромную динамику продаж и потребления услуг. Сергей Ткаченко

- Этот месяц, как правило, показывает рекордные темпы объемов продаж (в отдельные годы количество подключений доходило до 120 тысяч абонентов, тогда как стандартные цифры в пределах 30—35 тыс.) и доходности, — рассказывает первый заместитель генерального директора — коммерческий директор компании «ЕТК» Сергей Ткаченко. — В декабре 2008-го такого не произошло, уже в этот период было замечено — люди стали меньше разговаривать.

В первую очередь отреагировал корпоративный клиент, доля которого в доходах сотовых компаний составляет около 10%. Влияние кризиса особенно почувствовали предприятия малого и среднего бизнеса, которые в большей степени были зависимы от кредитования. Когда доступность кредитов сильно упала, уменьшились и оборотные средства компаний, предприниматели стали искать способы сокращения издержек. В первую очередь «под нож» попали расходы на мобильную связь. Многие предприятия в этот период либо сократили количество корпоративных номеров примерно вдвое, либо перенесли часть расходов на связь на личные бюджеты сотрудников.

В сегменте физических лиц наметилась та же тенденция: люди, по нескольку лет пользовавшиеся одним тарифом, начали искать другие, более экономные, предложения. Показательно, что самым стабильным и лояльным к своему оператору оказался сегмент абонентов, традиционно тративших на сотовую связь 100—150 рублей в месяц.
- Подобные клиенты очень важны для сотовых компаний, — говорит Сергей Ткаченко, — поскольку именно они обеспечивают пусть и небольшой, но стабильный доход. Их расходы остались на прежнем уровне. Видимо, это как раз та оптимальная сумма, которая и в период финансового кризиса остается некритичной для бюджета абонента.

В структуре доходов сотовых компаний доходы от разговоров составляют 70—80%, неудивительно, что уменьшение разговорчивости абонентов привело к тому, что основные экономические показатели сотовых компаний достаточно сильно просели — по итогу первого квартала этого года сотовые операторы зафиксировали снижение доходов от сотовой связи на 9%.

Снижение доходов привело к тому, что большая часть сотовых операторов начала повышать цены на свои услуги.
- Мы до последнего старались сохранить ту ценовую политику, которая у нас была, — поясняет г-н Ткаченко, — и только сейчас начинаем приводить ключевые параметры своих тарифов к среднерыночным ценам. Это касается, например, размера абонентской платы за пользование городским номером. Сегодня в ЕТК она составляет 180 рублей в месяц. Для сравнения: у других сотовых операторов стоимость данной услуги варьирует от 180 до 200 рублей в месяц.

«Звездная» конкуренция

Вместе со снижением доходов и началом повышения цен повысилась и рекламная активность сотовых операторов — то один, то другой начал объявлять специальные акции и делать привлекательные для абонентов предложения.

- Конкурировать в цене сегодня становится все сложнее, — говорит Сергей Ткаченко, — стоимость большинства услуг, которые мы предоставляем, на грани рентабельности. По сути, на рынке уже нет «дешевых» или «дорогих» сотовых операторов, стоимость услуг сотовой связи примерно одинакова у всех операторов. Фактический разброс цен составляет 5—10 копеек. Однако благодаря рекламе и тем акцентам, которыми она пестрит, создается впечатление, что кто-то что-то отдает даром. Самое интересное, что потребитель склонен доверять таким предложениям. Но если рассудить логически, часто низкая на первый взгляд цена — это не более чем маркетинговый ход. Допустим, первая минута стоит 2 рубля, вторая — рубль, третья — две копейки. При этом доказано, что человек говорит по сотовому телефону в среднем 45 секунд. Вот вам и «экономия». По сути же, одно от другого предложения различных операторов отличаются лишь количеством дополнительных условий тарификации (маленьких звездочек или цифр, стоящих в конце цены услуги). Поэтому мы обращаемся к абонентам с призывом считать и анализировать свои затраты на сотовую связь. Сейчас сотрудники нашей компании ориентированы на индивидуальную работу с клиентом. Если абонент приходит в компанию и просит разъяснить структуру своих расходов, он обязательно получит новое предложение, которое позволит оптимизировать его расходы на сотовую связь.

- Сегодня мы не ставим перед собой задачи массового наращивания абонентской базы, — рассказывает Сергей Ткаченко, — сейчас есть более актуальные задачи — сохранение клиентской базы и повышение лояльности абонентов. Разные компании решают эту задачу по-разному. Мы сделали ставку на сервис и обслуживание клиентов. Наши специалисты помогают абонентам проанализировать статистику разговоров, выяснить, на что уходят самые большие суммы. И подобрать подходящий тарифный план. В каждом из тарифов есть нюансы, которые позволяют экономить от 15 до 30 процентов средств. Кроме того, уже с прошлого года мы предложили абонентам антикризисные пакеты наиболее востребованных услуг: голосовой связи, SMS, GPRS-Internet — различного номинала, позволяющие также значительно оптимизировать свои расходы на сотовую связь. Сейчас пакеты услуг доступны практически на всех тарифных планах компании, открытых для подписки. Реальная экономия при таком оптовом подходе может достигать до 70%. Эти предложения очень актуальны для абонентов, которые привыкли достаточно активно пользоваться сотовой связью.
Сегодня для нас очень важно помочь своим клиентам осмыслить и сократить расходы в нынешних непростых условиях. Каждый абонент должен чувствовать заинтересованность компании в нем.

Такая политика компании уже дала результаты: за первый квартал 2009 года темп прироста нашей абонентской базы составил 5,4%. Это второе место по России среди операторов сотовой связи, работающих в регионах.

Ставка на развитие

Не теряет актуальности в кризисный период и развитие компаний и сетей сотовой связи.
- Основным нашим приоритетом по-прежнему остается качество сотовой связи, — говорит Сергей Ткаченко. — Эту позицию мы заняли еще в самом начале нашего пути и не намерены от нее отступать. Безусловно, кризис внес свои коррективы и здесь. Сократить инвестиции пришлось по многим направлениям. Мы были вынуждены пока отказаться от развития сети в небольших населенных пунктах края. Отложена модернизация сети IMT-MC 450 в Норильском промышленном районе. Однако важно понимать, что от этих планов компания не отказывается, просто они будут реализованы чуть позже, чем задумывалось.

Тем не менее в этом году состоится расширение сети GSM в Хакасии и на юге Красноярского края, будет введена в коммерческую эксплуатацию сеть в Туве. В конце прошлого года уже во время кризиса мы запустили сеть IMT-MC 450 в Норильске, сейчас заканчиваем строительство аналогичной сети в Хакасии.

Говоря о перспективах дальнейшей деятельности компаний, сотовые операторы сегодня делают ставку на дополнительные услуги и новые сервисы, доля которых в их доходах уже сегодня составляет около 25%. Например, все федеральные игроки сегодня начинают запускать 3G-сети, основное преимущество которых перед GSМ — это более высокие скорости передачи данных.

- У нашей компании нет лицензии на 3G, поскольку их не выдают региональным операторам, — рассказывает Сергей Ткаченко, — но у нас есть лицензия на IMT-MC 450 (ТМ Wellcom), который обладает сопоставимыми с 3G скоростями передачи данных. Сегодня у ЕТК уже построена и работает такая сеть в Красноярске и других крупных городах края, а ее услугами пользуется более 18 тысяч абонентов. На сегодняшний день мы видим свое будущее в интегрированной услуге, которую сможем предоставлять всем нашим абонентам. У нас уже есть возможность предоставления беспроводной связи, услуг проводного коммутатора, высокоскоростного Интернета и прочих услуг, перечень которых достаточно широк. Именно на возможность комплексного решения задач наших абонентов, на предоставление конвергентной услуги мы и делаем ставку в конкурентной борьбе.

Распределение долей рынка на 1 января 2009 г. Источник: ЗАО ЕТК

Распределение долей рынка на 01.01.2009 г. (Красноярский край, Таймырский АО и республика Хакасия). Источник: ЗАО «ЕТК»

Евгений Смолин, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать