Лицензионную продукцию убьет прогресс
Продавцы компьютерных игр, музыки и фильмов практически отказались от пиратской продукции. Тем не менее выгоды от продажи «серых» дисков могут в разы превышать доходы от лицензированных.
По словам директора магазина «Стек CD\DVD» Сергея Зайцева, проблема продаж пиратских дисков с играми имеет две стороны — морально-этическую и сугубо практическую, то есть экономическую. С первым вроде все понятно — воровать (а пиратство и есть воровство) плохо. Кроме того, у магазина, предпочитающего нелегальную продукцию, могут возникнуть юридические проблемы с поставщиками и производителями. Дело в том, что некоторые компании в качестве одного из условий партнерства выдвигают требование о «чистом» бизнесе: если продавец хотя бы один раз скомпрометирует себя сотрудничеством с пиратами, контракт расторгается.
Хотя, с другой стороны, пиратские игры потенциально стали более востребованы на рынке. Для того чтобы рассчитаться с разработчиками и изготовителями, приходится идти на всевозможные ухищрения по защите продукции. Раньше производители использовали своеобразный код, который дезактивировал игру при попытке копирования. Сейчас этого недостаточно. Для многих дисков требуется скачивание специальных приложений, без которых игра просто не будет работать. Такой подход хоть и надежнее, но приводит к существенному удорожанию продукции, с которой легко конкурирует «серая» отрасль.
- В России, при нашей неразвитости Интернета, такие способы защиты для пользователя выливаются в большой трафик. Допустим, покупатель берет диск за 400 рублей. Но чтобы играть, ему нужно скачать еще два-три гигабайта защиты. В итоге «игрушка» может обойтись в тысячу рублей. Потому обвинять людей в том, что они покупают пиратские диски, не очень этично, — говорит Зайцев.
Кроме того, пиратская версия в ряде случаев может иметь практически такое же качество, как и лицензионная. Так что торговать «лицензией» не всегда выгодно для продавца. Маржевая составляющая у пиратов — выше в разы. Они не платят налоги, пошлины и т. п. По сути, все затраты — это болванка и полиграфия. Ценовые составляющие лицензированной продукции — плата разработчику, производителю, стоимость изготовления диска. Себестоимость конечных продуктов несопоставима.
Пиратский диск выгоднее продавать
Однако такая арифметика оправдывает себя, только если мы берем за основу единицу продукции. Один пиратский диск и вправду выгоднее продавать. Но лицензия «давит массой». Дело в том, что «серые» производители предпочитают выпускать лишь хитовые игры. Энциклопедии, обучающие программы их не интересуют, хотя этот сегмент также бурно развивается и имеет своих поклонников. Работать с прибылью на одних лишь пиратских дисках невозможно из-за неполного ассортимента.
Вместе с тем магазины получают предложения от пиратов практически каждый день. Зайцев рассказывает, что большая часть продукции поступает в Красноярск из Томска и Казани.
- Думаю, многие покупатели, впрочем, как и продавцы, несмотря на перечисленные минусы, склоняются к покупке оригинальных «игрушек». Ведь пиратская продукция имеет один существенный недостаток. Вы, как бы то ни было, покупаете кота в мешке. Это своеобразная лотерея, — говорит Зайцев.
«Формат МР3 сегодня не нужен никому»
Аналогичным образом складывается ситуация и с музыкальными дисками. Генеральный директор сети магазинов «Колизей» Наталья Козакова считает, что рентабельность торговли пиратскими дисками может превышать 200%.
- Мы не торгуем таким товаром, так как не даем взятки. Но посмотрите на рынок. Прямо напротив городской администрации торгуют дисками и выдают их напрокат. Это, кстати, запрещено законом, — говорит она.
К слову, нелицензионные музыка или фильмы сегодня практически сходны с лицензионными образцами. В магазинах последние стоят от 150 до 350 рублей. При этом себестоимость одной единицы товара у пиратов составляет в среднем 37 рублей.
И все-таки Козакова считает, что в скором времени лицензионная продукция исчезнет с рынка.
- Формат МР3 сегодня не нужен никому. Он умирает. С введением новых стандартов 4G у пользователей появится возможность просматривать фильмы и слушать музыку в Интернете в режиме онлайн. Так что лицензионный бизнес убьет вовсе не пиратство, а другой вид лицензионной продукции, — говорит Козакова.
Марк Захаров, «Вечерний Красноярск»