15 мая в Дивногорске прошел фестиваль «Астафьевская весна». Фест межрегиональный с участием приезжих гостей из Кемерово и Перми.
Основная программа: показ детьми — школьниками и студентами училищ, театрально-постановочных действ по произведениям Виктора Петровича. Или, если не по произведениям, то хотя бы в Астафьевском духе. В программе, конечно, были и совещания библиотечных работников, и экскурсии по Овсянке, но все же представления поглавнее.
Я и в прошлом году был на «Весне», народу было раза в три поменьше; у фестиваля появился размах, замах. Но, не хочу показаться старым чудилой (да и не все детские постановки в этот раз сумел посмотреть), показалось, что прошлый год в смысле театра был интереснее. Из нынешних участников понравились разве что дети со станции Мана. Парнишка играл довольно обыкновенно, но девушки (особенно одна) внесли в постановку какой-то невероятный надрыв, показавшийся мне весьма трогательным. Да и народ, кажется, здорово пробило.
Но сейчас не об этом. После всех непростых майских торжеств и гуляний я понемногу снова стал над этой жизнью задумываться. И вот что надумал я на фестивале «Астафьевская весна» (в числе партнеров фестиваля, кстати, и Фонд Астафьева — лучший литературный проект России).
В эпоху персональных компьютеров, сотовых телефонов, поголовной автомобилизации мы устраиваем фестиваль, где дети показывают, что бывает, если во время войны потерять продуктовые карточки, играют сценки про бракованный хлеб, про раненного солдата и т.д. (все — астафьевские темы). Зачем это нужно?
Что нам хотят сказать учителя, загнавшие детей на сцену, нашедшие им репертуар и подобравшие надежные диалоги?
Версия моя такова, что хотят они сказать, пожалуй, следующее: все российские проблемы живы, ничего не ушло и ничего не преодолено; если центры больших городов ломятся от крутой электроники, от модной и дорогой жрачки, то окраины уже только пьют, на все это дело глядючи. А что делается в деревне, кто не знает, вряд ли сможет себе представить.
Что, если явной войны сейчас нет, то раненых и убитых в наше, якобы, мирное время никак не меньше. И голода не меньше. И беспризора. И всего прочего.
Так Россия живет (это дети и их режиссеры-учителя нам показывают). А жирные люди в столицах об этом забыли. Или не хотят помнить. И понимать.
И что еще интереснее: у Виктора Петровича Астафьева, полагаю, есть все шансы стать для этих людей, для российской нищей глубинки глашатаем, громкоговорителем, щитом, жупелом, защитником, иконой. Потому что нашу теперешнюю жизнь он написал уже довольно давно, и добавить-то нечего. Только взять его книги и сунуть в морду кому следует: на, посмотри, собака, как Россия твоя живет.
Антон Нечаев