Главная
>
Статьи
>
Политика
>
Щитовое бесправие

Щитовое бесправие

22.05.2009
2

Мэрия не спешит установить правила игры на рынке наружной рекламы

Около половины всей наружной рекламы в Красноярске незаконно. Это не только мешает развиваться добросовестным игрокам рынка, но и приводит к тому, что бюджет города недополучает довольно приличный объем денег. Призванное же решить эту проблему управление по наружной рекламе пока не может похвастаться сколь-либо значительными успехами.

Взять на щит

О проблемах наружной рекламы в Красноярске говорят уже очень давно. Эти разговоры начались с новой силой, когда 1 июля прошлого года вступили в действие поправки к закону «О рекламе». В своей новой редакции закон более не позволял перезаключать договоры аренды земли под носителями рекламы без проведения торгов.

Все бы ничего, да только порядок проведения этих самых торгов не был регламентирован на федеральном уровне. Эта задача была делегирована властям муниципальных образований.

Несколько раньше, 29 апреля 2008 года, на очередной сессии красноярского городского Совета депутатов, в преддверии вступления в силу новых поправок в рекламный закон, было принято решение о порядке проведения торгов на право заключения договора с муниципалитетом на аренду земли под рекламоносители. В решении четко сказано, что порядок проведения торгов в форме аукциона устанавливается правовыми актами администрации города Красноярска.

Управление по наружной рекламе

Осенью 2008 года для решения этой и иных задач наружной рекламы в муниципалитете было создано управление по наружной рекламе.

Несмотря на то что создано управление было еще в начале осени, фактически начало работать оно только 1 декабря 2008 года. До этого момента, по словам начальника управления наружной рекламы администрации Красноярска Сергея Титаренко, велись формирование штатного расписания и набор сотрудников.

Первым шагом управления в соответствии с поставленными задачами стала инвентаризация всех носителей наружной рекламы. Эта работа велась с декабря прошлого года по февраль этого. По итогу было установлено, что в Красноярске на сегодня находится в эксплуатации 2977 конструкций для размещения рекламных щитов. Причем не имеют необходимой разрешительной документации 1496, из которых 1056 конструкций вообще установлено самовольно.

В принципе, эта работа уже ведется: за период с декабря 2008 года по май 2009-го управлением было направлено 192 иска о принудительном демонтаже рекламных конструкций. На сегодня суды удовлетворили 110 исков, 55 из которых направлены в службу судебных приставов.

Год без наружки

Однако вернемся к основной задаче — приведению муниципального законодательства о наружной рекламе в соответствие с федеральным. Для решения этой задачи необходимо было подготовить целый ряд документов, регулирующих порядок проведения аукционов на право установки и эксплуатации рекламных конструкций, выдачу разрешений, а также методику расчета платы по договорам на установку и эксплуатацию. Другими словами, всю цепочку от подготовки рекламного места к торгам до оплаты по договорам.

- Все документы по порядку проведения торгов уже подготовлены, — говорит Титаренко, — и сейчас ждут своего утверждения в муниципалитете. Вынесение же проекта постановления о порядке расчета платы по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций запланировано на 3-й квартал текущего года.

Помимо этого, сегодня подготовлен проект решения о внесении изменений в порядок проведения торгов. Эти изменения приведут к тому, что, помимо аукционов, в качестве формы торгов будет использоваться еще и конкурс, что позволит администрации не ограничивать себя в дальнейшем, а использовать ту или иную форму в зависимости от задач, стоящих в каждый конкретный момент.

- Для нас самым важным на сегодня является принятие порядка проведения аукционов, — говорит Титаренко, — чтобы в июне уже начать торги, а потом уже можно перейти и к изменению (дополнению) формы торгов.

Однако позиция главы управления не добавляет скорости действиям муниципалитета. Чтобы убедиться в этом, достаточно собрать воедино все действия мэрии в этом направлении и сопоставить сроки. Решение депутатов горсовета принято 29 апреля 2008 года, поправки в закон о рекламе вступили в силу только 1 июля — никаких действий по приведению действующего городского законодательства предпринято не было. Далее, управление по наружной рекламе создано лишь в сентябре 2008 года, и только к 1 декабря оно фактически заработало — было утверждено штатное расписание и набран штат. И сегодня уже май 2009 года, а нормативные акты по проведению торгов так и не приняты.

Рекламные потери

- Весь этот год правового вакуума в сфере наружной рекламы, — говорит депутат городского Совета Красноярска Сергей Жабинский, — страдал не только сам рынок наружной рекламы, но и бюджет города, который недополучил десятки миллионов доходов.

Негодование Жабинского можно понять: с 1 июля 2008 года разрешения на установку рекламных конструкций на муниципальной собственности не выдавались, соответственно, ни одной конструкции законно установлено не было. Плюс к этому около 440 рекламных конструкций перешли в разряд незаконных в связи с тем, что срок действия договоров истек, а продлить их уже было нельзя. А это недополученные доходы бюджета в виде налогов и арендной платы за землю.

Рынок уходит в тень

По оценкам департамента экономики, сегодня только легальные рекламные щиты дают свыше 30 млн рублей в казну города. А ведь на эту долю приходится лишь около половины всех подобных конструкций. Игроки рынка называют несколько иные цифры.

- Сегодня рынок потихоньку уходит в тень, что очень сильно бьет по нашим позициям и опосредованно по бюджету города, — говорит генеральный директор рекламной компании «Ориентир-М», председатель общественного совета по рекламе Лев Закаурцев. — По нашим подсчетам, город от официальных рекламных конструкций получает около 60 млн рублей, и, если сейчас вывести из тени все то, что там находится, эта сумма как минимум удвоится.

Депутат Законодательного собрания Михаил Васильев видит проблему «серых» щитов несколько иначе.

- Они появляются ровно потому, что не решен вопрос с официальной установкой, — говорит он, — я вообще полагаю, что управлению наружной рекламы на сегодня можно просто забыть о самовольных щитах до тех пор, пока не будет разработан порядок заключения официальных договоров.

Однако все не так однозначно, и винить во всем управление было бы неверным.

- Прежде чем начинать работать, — говорит Сергей Титаренко, — нам было необходимо провести ревизию имеющихся в городе носителей, без этого начинать работу было бы просто невозможно. Для того же, чтобы начать торги, нужны места для размещения, а если они заняты незаконно установленными конструкциями, то выставить будет просто нечего.

И позиция депутатов, и позиция руководителя управления, в общем-то, справедлива. И сейчас основная задача — наконец-то установить правила игры. И тогда есть большая вероятность, что рынок сам себя подчистит.

Евгений Волошинский, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать