Несмотря на то, что суммарный объем выбросов в краевом центре несколько снижается, уровень загрязнения атмосферы продолжает расти. Качество воды также оставляет желать лучшего. Вместе с тем прокуратура региона год от года фиксирует все больше нарушений природоохранного законодательства.
Самый грязный
В 2008 году общий объем выбросов от стационарных источников загрязнения по Красноярску составил 153,86 тыс. тонн, что на 13,5 тыс. тонн меньше 2007 года. Тем не менее, уровень загрязнения города до сих пор, по данным территориального Центра по мониторингу загрязнения окружающей среды, остается очень высоким. По словам начальника центра Нелли Козловой, в позапрошлом году комплексный индекс загрязнения составлял 14,66, а в 2008 году — 15,31. В топе основных загрязнителей — бензопирен (органическое химическое соединение, онкогенное вещество, содержащееся в табачном дыме, выхлопных газах. Образуется при сгорании углеводородного жидкого, твердого и газообразного топлива, относится к первому классу веществ по опасности для человека), взвешенные вещества, формальдегид и диоксид азота.
Очень высокий уровень загрязнения зафиксирован в Ленинском, Кировском и Центральном районах. Лидером по-прежнему остается центр города с показателем 24,08 единицы. В январе, например, здесь была зафиксирована среднемесячная концентрация бензопирена, в 18 раз (!) превышающая предельно допустимую концентрацию (ПДК). Советский район при этом является самым чистым.
Большая часть загрязнения, по данным городского управления по охране окружающей среды, приходится на котельные — они дают до 71% выбросов всех стационарных источников.
Лидеры по загрязненности в крае — это Минусинск и Норильск, хотя в последнем центр не ведет наблюдений. По информации Козловой, основными источниками выбросов остаются промышленность и автотранспорт.
- Некоторые недооценивают такой фактор, как печное отопление. Трубы частного сектора также дают значительную долю в загрязнении атмосферы. Если промышленные источники в какой-то мере поддаются снижению объема выбросов за счет модернизации оборудования, то частники, которые любят топить углем, не поддаются никаким законам. А ведь сгорающий уголь является основным источником бензопирена. Бороться с этой напастью можно лишь полностью убрав частные постройки, что, естественно, невозможно сделать в одночасье, — считает Козлова.
Водные объекты в крае также далеки от идеала. По данным центра, практически все реки региона попадают в категорию «грязные» и «очень загрязненные». Нормы превышены по марганцу, меди, цинку, железу, нефтепродуктам и фенолам и т. п. Основной «вклад» в большинстве случаев вносят промышленные предприятия, однако в ряде случаев ситуацию портит сама природа. По словам Козловой, в Чулымском бассейне превышение по меди носит естественный характер. Теми же факторами объясняется повышенное содержание цинка в реке Кан. От Саяно-Шушенского водохранилища до Красноярского водохранилища также наблюдается повышенная концентрация цинка.
Глаз-алмаз
Сегодня в Красноярске Центр по мониторингу загрязнения окружающей среды имеет восемь постов слежения. По словам Нелли Козловой, этого явно недостаточно для решения задач территориального уровня.
- В Красноярске строятся новые районы, но там не ведется никакого наблюдения. Федеральная задача состоит в том, чтобы уловить тенденцию улучшения или ухудшения атмосферного воздуха. И восьми постов для этого вполне достаточно. У муниципалитета цели глубже — на местах нужны более точные данные, чтобы принимать правильные управленческие решения в плане размещения того или иного объекта, — говорит Козлова.
К слову, схожая ситуация наблюдается и в других территориях. В Норильске, например, не осталось ни одного поста, так как в 2003 году местную лабораторию Гидрометцентра закрыли из-за аварийного состояния помещения. В одном из самых загрязненных городов края, Минусинске, всего один наблюдательный пост. В Канске — два. В Ачинске — три. Этого также явно недостаточно.
Недостаточность, естественно, объясняется скудностью федерального финансирования. Правда, как уже отмечалось выше, для решения государственных задач имеющейся сети постов вполне хватает.
Как нам сообщили в Красноярском управлении по охране окружающей среды, в полномочия муниципалитетов не входит создание собственной лаборатории. Мэрия пользуется данными центра, Красстата, Ростехнадзора, Росприроднадзора и других федеральных ведомств.
Козлова же отмечает, что в былые годы муниципалитеты гораздо серьезнее заботились об информированности и даже осуществляли финансирование некоторых постов.
Расплата за дым
Несмотря на некоторое снижение общего объема выбросов, количество нарушений природоохранного законодательства в Красноярском крае увеличивается. По данным Красноярской природоохранной прокуратуры, в прошлом году в суды было предъявлено 154 иска на сумму более 52 млн рублей. Для сравнения — в позапрошлом году прокуратура предъявила претензии на сумму всего лишь 153 тыс. рублей.
Промышленный гигант, «РУСАЛ-Красноярск», пойман прокуратурой: стоки КрАЗа попадали почти напрямую в Енисей. Дело в том, что на предприятии не было в срок закончено строительство станции доочистки промстоков. Правда, через год после намеченного срока станция таки была достроена и сейчас работает. Впрочем, суммы штрафов за такие нарушения также мизерны.
В общей сложности в прошлом году прокуратура провела более 70 проверок компаний и предпринимателей в отношении охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и т. п. В ходе проверок было выяснено, что ряд предприятий на протяжении нескольких лет попросту не вносит в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду. По итогам проверки с предприятий взыскали более 42 млн рублей.
По словам министра природных ресурсов и лесного комплекса Сергея Дунаева, некоторые, в особенности малые предприниматели попросту не осведомлены о том, что должны отдавать часть денег за использование природных ресурсов и вред, им причиненный.
Кроме того, прокуратура провела проверку о состоянии уже не действующих предприятий. Например, ОАО «Сивинит» давно прекратило свое существование, и тем не менее на бывшей территории комбината обнаружили емкости с каустической содой, которые хранились ненадлежащим образом. Емкости отработали свой срок еще в 2006 году и находились в аварийном состоянии.
Справка «ВК»
По данным управления по охране окружающей среды Красноярска о состоянии и загрязнении окружающей среды в Российской Федерации за 2008 год, опубликованным Росгидрометом, ситуация с высоким уровнем загрязнения атмосферы была свойственна для 38 городов России. Из них три расположены в нашем крае — Норильск, Красноярск, Минусинск.
Марк Захаров, «Вечерний Красноярск»