Режиссер: Гас Ван Сент
В ролях: Шон Пенн, Джош Бролин, Эмиль Хирш, Джеймс Франко
Продолжительность: 128 мин.
Самый главный режиссер гей-движения в современном кинематографе разродился очередным опусом — спорным, но безусловно необходимым. Только вот для кого?
Главный герой картины — Харви Милк (Шон Пенн) — колоритная личность, впервые в Америке открыто заявившая о правах геев и лесбиянок, да не где-нибудь в подвале ночного клуба, а на политических подмостках. Переехав с возлюбленным в Сан-Франциско, Милк открывает фотомагазинчик в гей-деревне Кастро. Соблюдая устав хиппи, эти двое постепенно собирают вокруг себя всех «неприкаянных». Милк становится «отцом» («мачехой»?) и защитником юношей, угнетенных режимом, окружает заботой и дает надежду на свободное существование в гетеросексуальном мире.
- Общество не может существовать без семьи.
— Мы не против семьи.
— Но могут двое мужчин завести детей?
— Нет, но видит Бог — мы очень стараемся.
В борьбе за права Милк проходит множество испытаний, которые сравнимы с деяниями мученика. Потеря любимого, стычки с полицией, неприятие со стороны властей — все условия сложить оружие, но Харви доходит до самого конца и завершает миссию. Старания гей-активиста были не напрасны — финальные кадры с хроникой похоронной процессии, шествий «плакальщиков» заставляют ерзать на месте и признать свое сопереживание.
Зачем, стало быть, ходить в кинотеатр российскому зрителю, от которого далека эстетика и метафизика общественно-политических баталий чужой страны? Причин несколько. Среди восьми номинаций на «Оскар» есть одна, за которую грех упрекать жюри американской киноакадемии. «Лучшая мужская роль» Шону Пенну досталась по праву. Многогранный образ его героя мистически сочетает тонкого, нежного эротомана, деликатного политика, сильного лидера, заботливого и харизматичного «отца семейства», истеричную стерву, интригана, страстного любовника. Всё-таки не представляются на месте подобного персонажа первоначально планировавшиеся на роль Робин Уильямс, Дэниэл Дэй Льюис и уж тем более Ричард Гир.
Второе достоинство фильма в том, что скука и жесткая рамка формата «Жизнь замечательных людей» Ван Сентом преодолевается легко и непринужденно. Мастер молчаливого поветствования, Ван Сент более двух часов удерживает зрителя. Монотонный рассказ, полный набор штампов, точное следование историческому ходу событий, выглядят уместно и даже необходимо. Ловко маневрируя всем этим, режиссер не проваливается в дидактику и морализаторство и избегает лавстори про двух геев в духе «Горбатой горы». Бережное отношение к истории, аккуратные манипуляции с хроникой и фактами, отточенная техника актеров и великолепная операторская работа — вот он, знак качества зрелого Ван Сента.
Диагноз: достойное житие-мартирий главного гея Америки.
Веня Великанов