Хотите сказочку про людей ЛэХэГэ (англоязычный вариант называния фильма – «LXG»)? Собралась сто лет и три года тому назад бравая команда: супер-охотник, вампирша, человек-невидимка, агент из Америки, элегантный бессмертный, двуличный доктор и чернобородый индиец с хорошей технической базой. Эти выдающиеся джентльмены были завербованы таинственным агентом «М» для спасения мира. В наличии был один общий злодей – Фантом, который поднаторел в развязывании международных конфликтов: немцы на танке штурмуют банк в Англии, чуть позже англичане жгут цепеллины в секретных лабораториях Берлина; конечно, это были не немцы и не англичане, это был коварный коммерсант Фантом: все мировые войны ему только на руку, он, видите ли, обогащается на гонке вооружений, продавая направо и налево суперсовременное оружие. Грамотная стратегия, ничего не скажешь. Задача у людей ЛэХэГэ простая: найти и обезвредить. Чем они и будут заниматься на протяжении почти двух часов, меняя страны, как перчатки: только что была Африка и вот уже Англия, Германия, Италия, Монголия….
Фильм снят по книге комиксов Алана Мура. В свое время Мур – каков хитрец – не стал изобретать собственных спайдерменов, а, переработав кучу мировых бестселлеров, позаимствовал уже получивших признание и известность персонажей у Хаггарда (Алан Квотермейн), Оскара Уайльда (Дориан Грей), Брэма Стокера (Мина Харкер), Стивенсона (Джекил и Хайд), Герберта Уэллса (доктор Скиннер), Жюль Верна (Капитан Немо) и Марка Твена (Том Сойер). Собственно, вот они (те что в скобках), «extraordinary» джентльмены. Жуткая мешанина!
Вы слышали о том, что Шон Коннери на съемках подрался с режиссером? Так вот, это было именно на съемках «Лиги». По правде говоря, как раз не подрался. Бытует такая версия: Норрингтон из тех режиссеров-«крикунов», для которых орать на актеров и съемочную команду - единственный метод руководства, он любит все менять на ходу, делает множество дублей даже самых простых сцен, и ему совершенно нет разницы, какого уровня и возраста перед ним актер - все должно происходить только так, как он задумал. Самодур короче. Как-то репортеры подглядели, как взбешенный Норрингтон проорал Шону Коннери: "Я сыт этим по горло! Давай, ударь меня по морде!". Коннери – джентльмен – не стал его бить, а просто покинул съемки. Потом вернулся, но все равно напряженные отношения между режиссером и звездой проекта сохранились. (В своем «весе» Коннери единственная звезда «Лиги», первоначально ему в пару хотели Белуччи или Йовович на роль Мины, но в итоге вампиршей стала телевизионная «Никита» Пета Уилсон, совершенно неузнаваемая в брюнетистом варианте.) Говорят, в результате вся съемочная группа разделилась на два лагеря, одни за актера, другие за режиссера; это явно не могло пойти на пользу проекту.
В общем, фильм сняли, и ладно. После просмотра смело могу сказать, что неуспех «Лиги» кроется не в этом конфликте. Дело в том, что режиссер явно хотел большего, чем он мог себе позволить при 80 миллионах бюджета. Не рассчитал размаха. «Лига» поучилась игрушечной – вот в чем беда. Зрелищная, и, не буду врать, достаточно увлекательная, чтобы не заснуть, но игрушечная: наверное, больше половины сцен фильма нарисованы. Красавец «Наутилус», вписывающийся в узенькие каналы Венеции, шикарный автомобиль, несущийся рядом с рушащимися зданиями – «ненастоящесть» режет глаз, а ведь кроме как картинкой фильму больше и нечем привлечь (ну, Дориан Грей хорош, но его мало, да вообще одного яркого персонажа на такую толпу и ординарный сценарий мало). У кое-кого язык поворачивается называть это «достойным продолжением дела Тима Бартона» – (поистине, сколько людей, столько и мнений) – а по-моему, даже и близко нельзя сравнить с «Бэтменом». Не больше чем сказка для детей, которые за динамичность и частую смену декораций многое могут простить.
Максим Потемкин