Перед своей короткой поездкой в Краевую летнюю школу я обещал рассказать чуть подробнее об этом проекте. КЛШ или Калоше, как ее называют адепты формата, в следующем году исполнится 35 лет. Ну а кто лучше директора может рассказать о настоящем и будущем школы? Поэтому сегодня в блоге небольшое интервью директора Краевой летней школы Рустама Байбурина.
Рустам, недавно завершился очередной сезон Краевой летней школы — охарактеризуй кратко состав участников. Сколько было школьников, откуда, кто был из преподавателей?
В этом году, как никогда хорошо были представлены регионы Красноярского края — приехали ребята из Назарово, Шарыпово, Зеленогорска, всего около 50 человек. Случилось это благодаря совместному проекту СФУ, КЛШ и гимназии «Универс», в рамках которого в городах края проводились краткосрочные интенсивные школы, откуда мы и «завербовали» умных школьников. Я очень рад этому стечению обстоятельств, поскольку поиск одарённых ребят из регионов и работа с ними — одна из основных задач КЛШ.
Традиционно много школьников приехало из Железногорска и Красноярска. Также постоянными участниками КЛШ становятся столичные школьники — в этом году их было около 10 человек. Всего в работе Летней школы этого сезона приняло участие порядка 200 детей.
География сотрудников также традиционно широкая. Основной костяк вожатых и семинаристов составляют студенты старших курсов и аспиранты красноярских и московских вузов. Лекции приехали читать как наши соотечественники из КГПУ, СФУ, МГУ, МФТИ, так и сотрудники зарубежных научных лабораторий — Центр геномной регуляции (Испания, Барселона), Европейская организация по ядерным исследованиям (CERN) или её более привычное название — Большой адронный коллайдер (Швейцария, Женева)
КЛШ уже почти 30 лет, можно сказать ты с ней ровесники, как ты ощущаешь себя в роли директора этого по сути легендарного проекта?
КЛШ уже 35 лет, поэтому я всё-таки чувствую себя младшим товарищем :-)
В Летней школе я прошёл все формальные ступени: сторонний наблюдатель, школьник, зондер, молодой вожатый, семинарист, лектор, руководитель направления, директор. И чем дольше я езжу в КЛШ, тем больше знакомлюсь с людьми, которые стояли у истоков Школы, и тем больше я восхищаюсь глубиной и разумностью идей, на которых выросла Школа, и поэтому чувствую высокую ответственность за её сохранность и дальнейшее развитие.
Я посетил КЛШ в этом году впервые. Пробыл я там всего два дня, но мне показалось, что попытки сохранить традиции 30-летней давности могут пойти и во вред школе. С одной стороны, понятно, что без традиций проект, наверное, давно бы умер. С другой стороны мир изменился, а в КЛШ время как будто остановилось. Что для тебя важно как для директора — сохранить дух и традиции или перевести школу в какой-то новый формат?
Нельзя сказать, что КЛШ не меняется и не отвечает вызовам времени. Более того, есть ряд направлений, как правило, образовательных, по которым Летняя школа идёт с опережением. Например, ещё с 2005 года КЛШ перешла от предметных департаментов к укрупнённым научным направлениям. В современном же образовании понятие «предметных областей» (суть, то же «научное направление») было преподнесено школам только в прошлом году.
При этом мы действительно достаточно тщательно подходим к вопросу о том, каким современным тенденциям следовать, а каким нет. И, скорее всего, ощущение «остановки времени» связано с тем, что в Летнюю школу не просочились те липовые ценности, которые последнее 20 лет усиленно навязываются нашей культуре извне. Школа сумела сохранить уникальную атмосферу, в которой основными ценностями являются не деньги и не статус, а разумность, порядочность и эрудированность — или, в целом, интеллигентность. Поэтому действительно непривычно, когда, проходя по лагерю, ты слышишь из аудиоколонок произведения Шнитке или песни в исполнении Кристалинской, когда ребята на крыльце обсуждают диффуры (дифференциальные уравнения), при необходимости обращаясь к летнешкольной библиотеке, а на баскетбольном поле игра не сопровождается обсценной лексикой. И поддержание сквозь годы именно такой атмосферы является достаточно осознанным консервативным решением.
А есть ли какая-то статистика о жизненном пути выпускников? Кто из них пошел в науку, где они работают, в Красноярске, Москве или за пределами страны?
Общая статистика собирается достаточно редко, и, скорее всего, к юбилейному сезону мы снова запустим такую работу. Я могу сказать про общую картину, которая у меня сложилась за всё время работы в КЛШ, с учётом широкого круга знакомства с нашими выпускниками.
Летняя школа, несмотря на образовательный уклон, не ставит своей задачей агитацию в сторону науки. Мы отчётливо понимаем, что в нашем «динамично меняющемся» государстве давать гарантии относительно выбора профессии — неблагодарное дело. Однако мы стараемся показывать школьникам интенсивный образ жизни, который затем может быть востребован практически в любой сфере — от науки до бизнеса.
И действительно, многие выпускники КЛШ затем становятся весьма успешными людьми в совершенно разных отраслях. Среди них есть и учёные с мировым именем, и не менее известные управленцы. Но важно, что и те, кто не претендует на высокую должность, остаются в жизни весьма интересными, самобытными людьми, некогда принявшими, как свой, девиз КЛШ «Каждый день, каждый час, всю жизнь — работай над собой!»
В качестве примера одного из выпускников КЛШ могу привести Игоря Рудольфовича Ефимова, который уже около 15 лет живёт в Америке и является одним из наиболее известных мировых учёных в области кардиологии. При этом Игорь по сей день тепло и с юмором отзывается о Летней школе в своём «Живом журнале»:
«…Потом я получил „сдвиг по фазе“ в Красноярской Летней Школе по Естественным Наукам, известной также как КЛШ или калоша. Завидуйте те, кому не сподобилось там побывать в возрасте 15—16 лет. Это был самый важный момент в моей жизни. Вы, несчастные непобывавшие в КЛШ, никогда не станете думать о полёте пчелы в 7 измерениях, или о причино-следственной связи блоковского „Девушка пела в церковном хоре…“ с уравнением Гинзбурга-Ландау… Мне Вас искренне жаль. Ваша растительная жизнь пройдёт впустую, и перед смертью вам будет мучительно больно за бесцельно и бесцветно прожитые годы… :о)»
Не секрет, что многие преподаватели работают в КЛШ за идею. Приезжают ученые и из заграницы. Но мероприятие все равно требует финансирования. Как я понимаю, сейчас более-менее постоянно проект финансирует администрация Красноярского края. В последние годы добавились какие-то деньги Сибирского федерального университета. Но все равно, по большому счету, школа проводится в спартанской обстановке. Да и в крае про КЛШ знают только апологеты и участники. Тот же самый лагерь Бирюса при гораздо менее осмысленной идеологии и наполнении получает на порядок больше внимания и властей, и СМИ. Хотелось бы услышать твое мнение по этому поводу. КЛШ занимает достойное место в умах и финансах чиновников от науки и образования? Или его статус и значение больше, чем официальное признание? И вообще, какой суммы, по-твоему, было бы достаточно для того, что все было красиво. Провести школу в приличных корпусах. Пригласить всех кого хочется…..
Внешнее финансирование у КЛШ в каком-то виде существует, но его достаточно только для того, чтобы «поддерживать жизнь» в уже достаточно зрелом организме, про серьёзное развитие, к сожалению, речи пока не идёт.
Действительно, Летняя школа проводится, как ты говоришь, в «спартанских условиях» и на минимальные средства. В первую очередь это обусловлено тем, что мы стараемся минимизировать стоимость путёвки в КЛШ, т. к. это критично для ребят из регионов, на которых мы ориентируемся. Безусловно, простым решением было бы собрать с родителей тысяч по 30 и провести КЛШ на Чёрном море. Но отбор на основе финансовых возможностей противоречит нашей миссии, поэтому пока единственным выходом из ситуации я вижу поддержку со стороны властей в виде выделения 100% путёвок для школьников КЛШ в оздоровительный лагерь с хорошими условиями.
Помимо этого есть ряд финансовых вопросов, касающихся обеспечения материальной базы КЛШ. Мы действительно гордимся тем, что нам удаётся «заманивать» в КЛШ людей с именем в научном мире, они с радостью читают лекции хорошим школьникам. Но неудачно выглядит ситуация, когда мы не можем подкрепить тот суперсовременный материал, который привозят учёные с «научной передовой», возможностью практических занятий на соответствующем уровне. Мы считали бюджет хороших лабораторий по точным и естественным наукам, которые будут соответствовать уровню читаемых у нас курсов, — это порядка 9 миллионов. Очевидно, что без внешнего финансирования в ближайшие годы мы не сможем позволить себе даже что-то близкое к современному оборудованию.
Если ты спрашиваешь про общую сумму проекта, куда бы помимо оборудования, включалась стоимость лагеря, транспортные расходы иногородних и иностранных лекторов, полиграфия и тиражирование материалов, а также деятельность КЛШ в течение года, то это около 15—17 миллионов. Что, кстати, примерно в полтора раза меньше бюджета упомянутой тобой ТИМ «Бирюса».
Несмотря на веру в лучшие времена, уже второй год мы ведём деятельность по открытию и развитию фонда эндаумента в рамках КЛШ. Это достаточно эффективный механизм привлечения средств выпускников и спонсоров на развитие организации, широко распространённый среди западных организаций, и только получающий своё развитие в России.
Ну и в любом случае мы будем надеяться, что однажды власти расставят приоритеты в списке образовательных проектов края, и Красноярская летняя школа займёт в этом списке место, достойное поддержки.
В 2010 году КЛШ отметит свой 35-летний юбилей. Кого из гостей вы ожидаете, какие мероприятия планируете?
Никогда нельзя заранее предугадать, кто из «мамонтов» найдёт возможность освободить август, но юбилейные сезоны традиционно собирают максимум ключевых для Летней школы людей.
В этом году у нас будет определён программный комитет юбилея, в который помимо нынешнего Совета КЛШ войдут основные держатели идей КЛШ. Мы планируем пригласить в состав комитета Исака Давидовича Фрумина (д.п.н., ГУ-ВШЭ, Всемирный банк реконструкции и развития, Москва), Виктора Александровича Болотова (РАО, Москва), Андрея Владимировича Лученкова, (Министерство образования Красноярского края, Красноярск), Бориса Иосифовича Хасана (д.псих.н., ИППР, Красноярск), Александра Николаевича Горбаня (д.ф.-м.н., Университет Лейстера, Великобритания), Рема Григорьевича Хлебопроса (д.ф.-м.н., ИБФ СО РАН, Красноярск), Иосифа Исаевича Гительзона (академик РАН, ИБФ СО РАН, Красноярск), Владимира Викторовича Шайдурова (член-корр. РАН, ИВМ СО РАН, Красноярск), Владимира Михайловича Шалаева (Ph.D., Университет Пердью, США), Игоря Рудольфовича Ефимова (Ph.D., Университет Вашингтона, США) и других знаковых для Красноярской летней школы людей.
Я уверен, что при поддержке такого программного комитета мы организуем весьма содержательную программу КЛШ-2010.
И, пользуясь возможностью, хочу пригласить на юбилей всех, кто до сих пор непривычно чувствует себя в августе в городских условиях :-)
Вот такой материал. Комментировать ничего я наверно не буду. Только хочу заметить, что вопросы формулировал лично я. Так что, если кто-то подумает — ну вот директор школы просит деньги на развитие — ничего подобного! Думаю, если бы я не провоцировал Рустама, сам бы он об этом и не заикнулся. Другие в КЛШ нравы и обычаи. И наверно это правильно.
Фото из архива участников КЛШ-2009