В первой декаде октября известным агентством Moodу’s был повышен рейтинг России - до уровня инвестиционного. Данное решение, по сути, еще больше открыло дорогу на российский рынок для иностранных компаний, в том числе и для тех, которые хотят создавать у нас не только собственные фирменные объекты, но и продавать уже раскрученные мировые «марки».
В международной практике такая продажа называется франчайзингом. В целом же под ним понимается производство и продажа товаров, а также оказание услуг местными предприятиями под марками известных международных компаний, таких, например, как «Баскин Роббинс», «Сабвей», «АльфаГрафикс», «Кока-Кола», «Мистер Дорз», «Грильмастер» и др.
Зингер и другие
Надо отметить, что при покупке френчайзы (исключительного права) не приобретается бизнес как таковой. Приобретается только лицензия на использование торговой марки, а также всех отличительных фирменных знаков известной и уже преуспевающей компании. Это позволяет местным предприятиям действовать от ее имени, но одновременно с этим требует от них качества товара или услуг не хуже «фирменного».
Получается, что предприятие приходит в бизнес уже раскрученной компании, которая утвердилась на рынке. При этом оно экономит по всем видам затрат и вложений, в том числе на разработку новой технологии, выбора оборудования, ведения рекламы и т.д.
Франчайзинг особенно развит в Северной Америке, хотя, по сути дела, он не является изобретением американцев. Данный механизм впервые был использован еще в средние века во Франции. Им называлась особая привилегия, которая давалась французскими королями своим вассалам, в том числе право охотиться в королевских лесах, торговать какими-то товаром, организовывать ярмарки и т.д. В дальнейшем главы многих городов Европы стали давать френчайзы рыночным продавцам: торговать чем-то в пределах того или иного городского рынка.
В сегодняшнем понимании франчайзинг впервые был применен в середине XIX века. Именно тогда знаменитая немецкая компания «Зингер», стала выдавать исключительное право на продажу своей продукции специально отобранным дистрибьюторам. В начале прошлого века франшизные системы появились уже в нефтяной сфере, а также в среде бакалейных, мотельных и закусочных заведений.
Но все же широкое распространение франчайзинг получил только после окончания Второй мировой войны. И бесспорным лидером в этом направлении стали США. Десятки тысяч американцев создавали небольшие предприятия, на которых стали применяться френчайзы знаменитых американских компаний. С использованием их имени малый бизнес Америки открыл большое количество предприятий, в сфере производства продуктов питания, продажи автомобилей, автостанций технического обслуживания и т.д. В качестве классического примера можно привести историю развития известной компании по продаже мороженого «Баскин-Роббинс». Серьезные проблемы с управлением сбытовой сетью начались там в середине 40-х годов прошедшего столетия. В отсутствие хозяев эффективность работы всех восьми магазинов, входящих в систему «Баскин-Роббинс», в значительной мере снижалась.
Хозяева поняли, что нанятый ими управляющий никогда не будет относиться к делу так, как относится они сами. Поэтому они решили продать магазины управляющим, а самим заниматься только поставкой туда мороженого. Идея не только была реализована на практике, но и получила дальнейшее развитие. Через короткое время компания "Баскин-Роббинс" вышла на лидирующие позиции в стране и стала национальной.
Малый бизнес
В последствии в общей массе франчайзинга стали различаться две большие группы. В первую вошли предприятия, которые использовали просто «торговое имя», в том числе кафе типа «Seven Eleven», «Burger King», «KFC», «Wendy's» и т.д. Вторая же состояла из предприятий (ремонт автомашин, обслуживанию гостиниц и т.д.), которые использовали не только конкретную торговую марку, но еще и концепцию ведения самого бизнеса.
В целом, франчайзинг позволил сделать малый бизнес крупнейшим источником доходов для большинства наемных рабочих в США. Ежегодно прибыль от реализации продуктов и услуг через сеть предприятий, использующих данный механизм, только в Соединенных Штатах составляет около 750-800 миллиардов долларов.
Всего же в США и Канаде действуют более 3300 компаний-френчайзеров, в том числе до 2400 в США, имеющих 650 тысяч представительств в десятках стран мира. Среди них классическим примерам является «McDonald's».
Крупнейшими экспортерами, осуществляющими торговлю по соглашениям о франчайзинге, кроме США, считаются еще Канада, Япония, Австралия, Франция, Германия и Великобритания. Сам же данный бизнес в той или иной форме существует более чем в 85 странах.
Если оценивать предприятия, использующие данный механизм, по финансовой устойчивости, то по сравнению с другими процент банкротства в их среде меньше в 5 раз. Это подтверждают статистические данные США. Там, как правило, в течение первых пяти лет после создания по тем или иным причинам ликвидируется более 68% предприятий малого бизнеса, но только 13-14% из них относится к системе франчайзинга. Можно сделать вывод о том, что данный путь развития является более эффективным для небольших предприятий, так как «прародитель» помогает свои «дочкам» методологией и практическими советами.
Россия
Следует отметить, что понятие «франчайзинг» в действующем российском законодательстве отсутствует. Но в то же время сущность этой системы ведения бизнеса полностью определена Гражданским кодексом РФ и носит название "коммерческая концессия".
Российским первопроходцем в этой сфере стала научно-производственная фирма "Дока", которая возникла в 1990 году. Она специализировалась на производстве и реализации оборудования для изготовления хрустящего картофеля и мини-пекарен. В 1993 году ею впервые был использован франчайзинг, который затем распространился по стране под общим названием "Дока-Пицца".
Если же говорить о крупных российских корпорациях, то первым франчайзинг использовала нефтяная компания "ЛУКОЙЛ", а затем и «ЮКОС» и др. Коммерческая концессия стала использоваться ими для реорганизации структуры нефтепродуктообеспечения. С ее помощью проводилось снижение издержек производства за счет передачи нерентабельных объектов в аренду сторонним лицам. В результате компаниям удавалось снизить удельные затраты на тонну реализованных нефтепродуктов в 2-3 раза.
Как отмечают руководители крупных нефтяных компаний, использование коммерческой концессии позволило, помимо всего прочего, решить еще ряд задач. Во-первых, новые хозяева ранее нерентабельных объектов получили все преимущества работы под эгидой крупной компании-производителя нефтепродуктов, сохраняя при этом конъюнктурную и коммерческую гибкость, свойственные небольшим фирмам. Во-вторых, в ряде случаев арендаторами стали структуры, связанные с региональными администрациями, что значительно упростило взаимоотношения компаний с властью. В-третьих, они сохранили контроль за деятельностью переданных объектов, что позволило исключить возможность последующей потери своего влияния на уже освоенных рынках. Сегодня механизм франчайзинга в массовом порядке только начинает внедряться в России. Наиболее яркими представителями этой сферы бизнеса являются все же иностранные предприятия, такие как «Макдоналдс», «Пицца Хат», «Баскин-Роббинс», «Рибок» и т.д. Но есть уже и русские франчайзинговые системы, представленные, кстати, и в Красноярске. К ним можно отнести "1С" (программные продукты по бухгалтерии), «Смак» (быстрое питание), заправочные станции «ЮКОС» и др.
В Красноярском крае имеются определенные перспективы по развитию данных фирменных систем. К ним, в первую очередь, можно отнести сферу питания, строительства, услуг по трудоустройству, бытовому обслуживанию населения, упаковке продовольствия и напитков, заправке и обслуживанию автомобилей и т.д.
На мой взгляд, для малого бизнеса края, сегодня франчайзинг является наилучшей возможностью организовать надежное собственное дело. С другой стороны, конечно, он не является универсальным инструментом по развитию всего регионального малого бизнеса, но при определенных условиях его использование может быть достаточно эффективным.
Виктор Прохоров