Не устаю удивляться. Согласно новостным хроникам, 19 декабря президент России Дмитрий Медведев подписал закон, изменяющий правила публикации рекламы о медицинских услугах. Теперь в печати, аудио- и видеопродукции, предназначенных для несовершеннолетних, не будет информации по искусственному прерыванию беременности. Кроме того, отныне мы не увидим подобной рекламы и по телевидению, в местах общего пользования, в общественном транспорте, детских, спортивных и оздоровительных учреждениях.
Вреда от такого закона, конечно, не будет. Но и пользу, к сожалению, трудно себе представить. Государство обеспокоено: более половины всех случившихся у россиянок беременностей (60%!!!) заканчиваются абортами. Около 16% женщин — страдают бесплодием (по данным сайта www.aborti.ru).
Риск
Запретить искусственное прерывание беременности вовсе — слишком опасно. Женщины, признающие такой метод решения проблемы, обратятся к способам нетрадиционным — криминальным абортам, произведенным в домашних условиях, в нелегальных клиниках, у всезнающих «бабок-повитух». Вырастет материнская смертность (к которой относятся все случаи смертей женщин с момента наступления беременности до 42 дней после ее окончания вне зависимости от ее продолжительности и локализации по любой причине, связанной с текущей беременностью). Проблема рождаемости точно не разрешится.
Тем не менее, аборт, даже медицинский — крайне опасная процедура.
- При его проведении высока вероятность перфорации стенки матки (гинекологи любят говорить, что повредить матку так же легко, как разрезать масло ножом). Последствием такого осложнения может стать как профузное кровотечение прямо во время процедуры, так и разрыв матки в этом месте во время последующей беременности.
- Существует риск заноса инфекции во время аборта — как при хирургической операции, в результате — острое или хроническое воспаление придатков и эндометрия.
- В дальнейшем из-за катастрофы гормонального фона вероятно бесплодие, а если беременность и наступит снова — неприятности будут поджидать на каждом углу, начиная от постоянного риска выкидыша, заканчивая возможностью проращения плаценты в мышечный слой матки, миометрий, что не позволит последу родиться и, как результат, вынудит врачей прибегнуть к удалению органа (остатки плаценты могут спровоцировать неукротимое кровотечение).
И сколь бы не старались гинекологи обезопасить процедуру, внедряя новые технологии и методы, гарантировать здоровье после аборта не сможет даже самый опытный врач.
Иные меры?
Действия правительства, направленные на снижение числа абортов, кажутся несколько нелепыми. Сегодня получить доступ к любой информации не сложно, была бы потребность. Для тех же, кому реклама клиник, производящих аборты, не актуальна — в первую очередь, полагаю, речь идет о молоденьких девушках, — вряд ли повредит наличие подобной информации.
Так, может, эффективнее было бы подойти к проблеме с другой стороны: усилить пропаганду отказа от абортов? Что-то такое встречается иногда в сети, но слишком редко. В целом тема «в информационном затишье». Я знаю практику экскурсий для старшеклассниц в абортарии — поверьте, на большинство школьниц зрелище это производит неизгладимое впечатление.
Ещё лучше повышать престиж рождаемости — опять же, возможно, при помощи рекламы и социальных акций, аудиторией для которых должны быть не только девушки из группы риска, но и их родители, которые, к сожалению, сами иногда вынуждают своих неосмотрительных дочерей сделать аборт. И пусть на это тратятся налоги от клиник, которые включают эту операцию в перечень услуг.
Есть еще много других решений. Ясно, что главная причина низкой рождаемости — в экономическом и социальном неблагополучии наших граждан. Желание рожать детей будет появляться чаще, если сама женщина будет находиться в нормальных условиях и быть уверенной в будущем себя и ребенка. Пока же можно радоваться только тому, что внимание властей к теме растет. Остается надеяться, что эта поправка только начало большой государственной кампании.
Ольга Дарсавелидзе