Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Реформа: этапы большого пути

Реформа: этапы большого пути

28.10.2003
9

По всей видимости, в следующем президентском цикле Россия вступит в эпоху новых кардинальных социальных реформ. И в отличие от реформ начала 90-х годов, получивших название шоковых, новые реформы будут признаны консолидировать российское общество. Можно даже сказать больше - дать россиянам надежду на то, что в ближайшее время их жизнь радикально изменится в лучшую сторону. Конкретные предложения о будущем страны должны быть представлены на рассмотрение Президенту России Владимиру Путину уже в ноябре текущего года.

Социальная сфера

На сегодня концептуально определены пять векторов переустройства российского государства. К ним относятся улучшение жилищных условий широких слоев населения, модернизация системы среднего специального и высшего образования, совершенствование системы здравоохранения, военная реформа (в том числе и ее социальный аспект), а также пилотный проект, связанный с комплексным развитием Калининградской области.

Может показаться несколько неожиданным выбор самих реформаторских направлений, так как они не совсем спрягаются с основными экономическими задачами страны, связанными с удвоением внутреннего валового продукта. Но данное несоответствие видится только на первый взгляд.

В течение последних восемнадцати лет (с учетом горбачевской перестройки 1985 года) в обществе постепенно накапливалась критическая масса по отношению к проводимой в стране структурной перестройке. В России за этот период времени выросло целое поколение малоимущего населения (не говоря уже о пенсионерах), которые не довольны, как экономической ситуацией в стране, так и перспективой собственного положения в обществе.


Более половины российского населения не могут полноценно питаться

Не секрет, что более половины российского населения не могут полноценно питаться, одеваться, поправлять здоровье и т.д. Статистические данные говорят о том, что у приблизительно 60-70% граждан страны качество жизни составляет всего 35-45% от уровня 1991 года. Постоянно растет количество семей, нуждающихся в достойном жилье. Уровень здравоохранения не выдерживает никакой критики, а образование, особенно высшее, вообще становится элитарным.

В результате у большей части населения страны возникает, своего рода, отторжение любых даже самых необходимых реформаторских решений. Но достаточно очевидно, что без поддержки самых широких слоев россиян все проводимые в стране реформы заранее обречены на неудачу.

И надо сказать, что государство в настоящее время это понимает. Удвоение ВВП только за счет увеличения добычи нефти и газа или другого вида сырья - это путь в никуда. А для развития несырьевого сектора экономики необходимы не только инвестиции в основные и оборотные средства предприятий, но и, в первую очередь, наличие качественного человеческого капитала. Именно этот необходимый компонент сегодня и является одним из главных препятствий в экономическом развитии страны в долгосрочной перспективе.

Образование и здравоохранение

Наиболее остро стоят проблемы в самых социальных отраслях российской экономики - в образовании и здравоохранении. В области образования мы пока еще конкурируем с развитыми странами мира. Относительно высокое его качество в ведущих учебных заведениях России достигается в основном за счет безвозвратного расходования накопленных в 70-80-е годы человеческих и материальных ресурсов. При этом бюджетное финансирование образования в реальном выражении по отношению к уровню 1991 года снизилось в 3-4 раза. Получается, что еще 10-15 лет, и Россия безвозвратно потеряет этот паритет.

Сегодня же расходы на все виды государственного и муниципального образования составляют около 3,5% ВВП. Еще до 1,7% по различным каналам поступает в эту сферу из средств предприятий и населения. Но общая эффективность использования получаемых ресурсов весьма низкая. Значительная часть их (около 40%) затрачивается на преодоление рубежа между общим и высшим образованием.


Образование

Фактически в стране происходит выхолащивание государственных гарантий общедоступности и бесплатности образования. Все это ведет к росту социального и территориального неравенства (Москва и регионы), в том числе неравенства возможностей городских и сельских жителей.

Нарастающий разрыв между общим и высшим профессиональным образованием делает последнее малодоступным для семей с низкими и даже средними доходами (по российским меркам). Статистические данные говорят о том, что не более 30-35% семей имеют возможности в полной мере финансировать высшее, а порой и среднее специальное профессиональное образование своих детей. Это, в свою очередь, ведет к опасной тенденции социальной сегментации общества, делению на бедных и богатых.

На фоне общего недофинансирования образовательной отрасли, особенно сократилась доля средств, выделяемых на среднее специальное профобразование. И это в то время, когда в промышленности растет недостаток специалистов среднего технического звена и квалифицированных рабочих кадров.

Уже сейчас средний возраст квалифицированных специалистов на российских предприятиях, в том числе и Красноярского края, достиг критической величины - 53-55 лет. А с учетом приближающегося демографического спада ситуация с кадрами в промышленности может еще более ухудшиться.

Аналогичная ситуация складывается и в здравоохранении. В настоящее время по уровню здравоохранения Россия находится во второй сотне стран мира. В бюджете страны заложено до 1,5% расходов на медицину. Это очень мало, особенно из-за нашего быстро стареющего населения (около 47 млн. жителей России являются пенсионерами). В то же время в развитых странах мира затраты на медицину составляют не менее 12-15% от бюджета государства.


Здравоохранение

У государства нет денег ни на оплату труда медиков, ни на покупку нового оборудования и лекарств. Сейчас ситуация такова, что, согласно штатному расписанию, в Красноярске врач высшей категории (проработавший по специальности более 10 лет) со всеми надбавками (за стаж, северный коэффициент и др.) получает около 4 тысяч рублей, молодой специалист - не более 1,5 тысяч, а простая санитарка всего 300 рублей. В то же время на крупных предприятиях края некоторые категории работников получают свыше 10 тысяч рублей. Налицо явная диспропорция по заработной плате.

В результате врачей вынуждают работать на 1,5-2 ставки. Можно уверенно сказать, что больше, чем работают они, у нас не работает никто. И это происходит там, где право на ошибку должно быть сведено к минимуму.

С лечебными препаратами и медицинским оборудованием в России имеются также значительные проблемы. Многие ли из нас могут похвастаться, что получали бесплатные медикаменты. Такая практика встречается очень редко. К тому же у нас широко используются медикаменты и методики, которые давно уже морально устарели. По сути, их применяли еще в 40-50-е года прошлого века. А если говорить об оборудовании, то ситуация вообще катастрофическая. В большинстве больниц и поликлиник страны, в том числе и края, оно на 60-70% уже выработало свой ресурс.

Все это объективно ведет к снижению всего уровня российского здравоохранения. В результате из-за этого, страдает не только качество рабочей силы в государстве, но и возникает еще одна тревожная тенденция. Средний продолжительность жизни в России по сравнению с развитыми странами мира меньше на 20 и более лет.

Вот и получается, что реформы в социальной сфере выбраны не случайно. Они, по сути, должны стать крепким тылом для дальнейшего экономического прорыва России. Ведь без их успешного проведения, решение каких-либо общенациональных задач может стать просто бессмысленным.

Виктор Прохоров

Рекомендуем почитать