На состоявшемся в ноябре II Межрегиональном форуме «Предпринимательство Сибири. Договор-2003» администрация Красноярского края, если выразиться военным языком, провела в бизнес-среде своего рода разведку боем. Первые руководители края заявили, что исполнительная власть готова оказывать всестороннюю помощь в развитии малого и среднего предпринимательства в регионе.
Но в качестве компенсации за проявленную заботу данный сегмент бизнеса должен до 2010 года обеспечить 3-4-х кратный рост, как прямых, так и косвенных налоговых поступлений в краевой бюджет. Для справки: доля малого и среднего бизнеса в региональном бюджете сегодня не превышает 2,6%.
Налоговая составляющая
Как известно, доходная часть бюджета любого субъекта федерации, в том числе и Красноярского края, состоит из четырех крупных составляющих. В первую группу входят налоги, в том числе на прибыль, на доходы физических лиц, на имущество и т.д. В нашем регионе на протяжении последних трех лет именно они формировали до 70-75% всех краевых доходов (10-12 млрд. рублей).
В основе второй группы лежат неналоговые поступления, в том числе за использование имущества, находящегося в государственной собственности (плата за аренду, дивиденды и т.д.), а также приватизационные платежи и т.д. На эту составляющую в рассматриваемом периоде приходилось до 6-9% всех поступлений краевой казны (0,8-1,5 млрд. рублей).
Третья группа состоит из различного рода заимствований, в том числе банковских кредитов, облигационных займов, бюджетных ссуд и т.д. Они являются своего рода оперативным механизмом по закрытию периодически возникающих кассовых разрывов исполнительной власти. Но здесь имеются определенные ограничения. Согласно Бюджетному кодексу РФ, предельный объем заемных средств, направляемых регионом в течение финансового года на финансирование дефицита своего бюджета и программ развития, не должен превышать 30% объема собственных доходов (без учета финансовой помощи федерации).
И в силу сезонности краевой экономики (сельское хозяйство, строительство, лесной комплекс и т.д.) кассовые разрывы иногда достигают такой величины, что вынуждают исполнительную власть занимать денег значительно больше чем положено. Например, в мае 2003 года государственный долг Красноярского края составлял 7,4 млрд. рублей, при утвержденной доходной части бюджета в 19,3 млрд. рублей.
Последняя группа состоит из так называемых безвозмездных поступлений (федеральных трансфертов и т.д.). Но в последнее время государство пытается эту статью доходов субъектов федерации по мере сил уменьшить. В целом в крае на нее приходилось в среднем до 1,8-2,4 млрд. рублей, то есть около 13-17% от общих доходов. Вот и получается, что при выборе механизмов для увеличения доходов краевой казны и ликвидации бюджетного дефицита у администрации региона в принципе не так много вариантов. Получение новых трансфертов от федеральной власти достаточно проблематично, так как они, как правило, жестко увязываются с рядом условий, которые в регионах трудновыполнимы (например, получение трансферта только при повышении оплаты услуг ЖКХ).
Увеличение же объемов различного рода заимствований ограничивается Бюджетным кодексом РФ. К тому же занятые деньги когда-то необходимо возвращать, да еще с немалыми процентами.
Неналоговые доходы в современных условиях, если и будут расти, то явно незначительно. Это связано с тем, что наиболее ликвидное имущество уже продано, то есть больше того, что имеется, уже нечего приватизировать или сдавать в аренду. Например, в собственности у края остались пакеты акций нескольких десятков предприятий, но по ним, как правило, не выплачиваются дивиденды (за исключением Красноярского завода цветных металлов), а их рыночная стоимость незначительна.
В результате у администрации края остается в принципе только один единственный вариант, который реально позволяет увеличить доходы. Это увеличение региональной налоговой базы, а также в целом качественное улучшение собираемости налогов. Все это в совокупности, по мнению администрации края, позволит в течение ближайших 2-3 лет увеличить доходную часть бюджета не менее чем на 50-60%.
Резервы
В доказательство того, что данные планы не являются неосуществимыми прожектами, можно привести ряд примеров. Так, по имеющимся данным, в 2002 году общие доходы населения в крае составили около 154 миллиардов рублей. В то же время поступления налога на доходы физических лиц не превысили объема в 7,9 миллиардов рублей. В результате этого, по оценкам экспертов, бюджет нашего региона только по данному налогу не дополучил около 4 миллиардов. А в 2003 году, если ничего не предпринимать, «недостача» может составить вообще до 6 млрд. рублей. В чем тут причина?
Причина проста. В Красноярском крае имеется значительная доля юридических лиц и частных предпринимателей, которые выплачивают своим работникам заработную плату так называемым «черным налом». Такие выплаты возможны тогда, когда не регистрируются взаимоотношения между работодателем и работником. А так как нет официальных взаимоотношений, то нет и официальной заработной платы. Используя данный механизм, работодатель ежемесячно экономит до 35-40% собственных средств.
Для справки: согласно статистическим данным, в первом полугодии при имеющихся в крае 68,3 тысячах зарегистрированных индивидуальных частных предпринимателей без образования юридического лица было зафиксировано не более 11,8 тысяч трудовых договоров. А их должно быть не менее 150 тысяч.
Поэтому становится очевидным то, почему администрация края видит одним из источников пополнения доходной части бюджета вывод заработной платы из «тени». Воздействие на нерадивых работодателей будет, по всей видимости, достаточно простым и жестким. Их ожидают масштабные налоговые проверки и другие меры административного воздействия.
Инвестиции
Если говорить об увеличении общей региональной налоговой базы, то здесь у нас имеются определенные объективные ограничения. Согласно статистическим данным, налоговые отчисления в краевой бюджет формируют не более 10-15 предприятий. Это в первую очередь предприятия топливно-энергетического комплекса, металлургии, лесной промышленности и еще ряда отраслей.
Будем объективны, у наших лидеров темпы развития уже стабилизировались. И поэтому требовать от них более существенного роста производства, а значит и увеличения выплат налогов, в принципе нереально. В результате наиболее перспективным направлением и оказывается малый и средний бизнес.
По статистике, в Сибирском федеральном округе на 100 тысяч населения приходится не более 448 частных предпринимателей, что на 200 человек меньше, чем в среднем по стране. При этом кроме мощного кадрового потенциала у нас имеются и свободные высокотехнологичные производственные мощности.
Поэтому неслучайно при формировании проекта бюджета 2004 года предполагается выделить около 1,5 млрд. рублей в виде субсидий на возмещение части процентных ставок по банковским кредитам малому и среднему бизнесу. Исполнительная власть заинтересована в том, чтобы эти хозяйствующие субъекты хорошо работали и исправно платили налоги. Ведь при расширении предприятием своих производственных мощностей увеличатся отчисления по налогу на прибыль, а при росте количества рабочих мест, повысятся отчисления по подоходному налогу и т.д.
Экспертами уже подсчитано, что каждый миллион рублей субсидий позволит увеличить численность занятых в сфере малого бизнеса на 60-70 человек. Это, в свою очередь, даст дополнительных налоговых отчислений на сумму не менее 0,6-1,3 млн. рублей. В целом же если программа субсидирования процентных ставок будет успешно реализована, краевая казна получит около 1,9-2,0 млрд. рублей.
В заключение можно сказать, что без перспективного планирования и поисков новых механизмов стимулирования экономики невозможно дальнейшее развитие региона. И то, что администрация Красноярского края это хорошо понимает, очень важно. И если сегодня мы имеем, по сути, бюджет выживания, то думается, что уже в 2004 году он станет настоящим бюджетом развития.
Виктор Прохоров