В ролях: Роберт Дюваль, Кевин Костнер, Аннет Беннинг.
Было время, когда все были уверены, что вестерн умер. Потом появился Клинт Иствуд и своими фильмами убедительно доказал обратное. Крутые парни скакали на лошадях, устраивали впечатляющие драки и шумные перестрелки, девицы задорно отплясывали канкан – было красиво и весело. Вестернов снималось много, хороших и разных. В шляпе и со стариной «кольтом» на экране отметились Шэрон Стоун, Лео ди Каприо, Уилл Смит, другие неплохие актеры, однако это не мешало историям про Дикий Запад медленно, но верно выходить из моды. И тут свое веское слово сказал оскароносный Кевин Костнер: он снял «Открытый простор» и окончательно похоронил этот жанр.
Костнеру не занимать опыта по части производства длинных и скучных фильмов, один «Водный мир» чего стоит, а ведь был еще и «Почтальон». Однако в этот раз он превзошел не только самого себя, но и вообще всех, кого только можно: более бессмысленное кино трудно себе представить. Сюжет фильма сводится к чрезвычайно простой и «оригинальной» истории: четверо «хороших» парней (одного из которых - кто бы сомневался - играет сам Костнер) перегоняют стада по бескрайним просторам прерий и встречают на своем пути «плохих» парней, с которыми и вступают в смертельную борьбу (ну, не понравились ребята друг другу). В процессе этой самой борьбы оказываются убитыми десяток-другой «плохих», один «хороший» и любимая собака костнеровского героя.
Похороны несчастной животины, сопровождаемые торжественными речами в духе: «он был мне больше чем собака» - бесспорно, самый трогательный момент фильма. Где-то на периферии сюжета болтается внезапно возникшая любовь между главным героем (Костнер) и дамой, врачующей его раненых друзей (Аннет Беннинг). Зачем была нужна эта линия - неясно, видимо, дань традиции. События на экране разворачиваются с поразительной неспешностью, в сценарии это наверняка выглядело так: «герои вскакивают на лошадей и едут, едут, едут и … опять едут» или «они приехали и смотрят вдаль (3 минуты), после чего вскакивают на лошадей и едут дальше (4 минуты)». Еще одна отличительная особенность этой ленты – обилие банальных до зубовного скрежета правильностей, произносимых с самым невозмутимым видом героями Костнера и Роберта Дюваля.
И всю эту муть крутые ребята в ковбойских шляпах проделывают на фоне роскошных пейзажей, демонстрация которых занимает примерно половину фильма. Если с экрана убрать людей, то получится очень неплохой фильм, который с удовольствием посмотрели бы поклонники «Клуба путешественников».
Если же быть чуть более серьезным, то надо сказать, что «открытые просторы» действительно способны поразить воображение. Синее небо, бескрайние прерии, широкие реки и прочие прелести дикой природы завораживают, их яркие краски навевают мысли о свободе и умиротворенности, ждущих человека вдали от суетного мира. Но даже эта потрясающая красота не способна сделать фильм хоть сколько-нибудь пригодным к «употреблению», ведь кроме нее ничего достойного внимания на экране не появляется.
Специально хочу обратиться к людям, склонным верить рекламам и аннотациям прокатчиков (за которые им вечно гореть в аду или быть в следующей жизни какими-нибудь червяками). В этом фильме нет ни приличных драк, ни захватывающих погонь, ни тем более разухабистых шлюх, есть, правда, куча убитых негодяев, замоченных во время одной весьма посредственной перестрелки. И вообще «вестерн умер», и убил его Кевин Костнер. К счастью, после такого, с позволения сказать, фильма ему больше никто и никогда не даст денег (вряд ли ему простят 45 миллионов долларов, потраченных на эту ленту), и «Открытый простор» станет последним «шедевром», которым порадовал зрителя неутомимый «телохранитель».
Однако дабы не уподобляться упомянутым выше прокатчикам, должен признаться, что не могу быть полностью объективен в оценке «Открытого простора». Где-то на середине сеанса заснул, благодаря чему и пропустил примерно четверть фильма. А вдруг именно в этот момент и произошло все самое интересное? В оправдание себе могу сказать только одно – я был не одинок, похрапывание и посапывание кое-кого из тех, кто разделил мое отношение к происходящему на экране, доносилось со всех сторон.
Александр Спасов