Главная
>
Статьи
>
«Невыносимая жестокость» / «Intolerable cruelty»

«Невыносимая жестокость» / «Intolerable cruelty»

24.11.2003
6
Режиссер: Джоэл Коэн
Продюсер: Этан Коэн
В ролях: Джордж Клуни, Кэтрин Зета-Джонс, Джеффри Раш, Билли Боб Торнтон


«Невыносимая жестокость» / «Intolerable cruelty»

Среди посмотревших фильм найдется немало тех, кому он не понравился, кто не счел его смешным или хоть сколько-нибудь интересным. Эти люди смогут привести массу доводов в обоснование своей позиции, наверняка будут весьма убедительны, и, может быть, они абсолютно правы. Но, дважды за минувший уик-энд посмотрев «Невыносимую жестокость», могу признаться, что пребываю в полном восторге от фильма, и полученное удовольствие позволяет не принимать в расчет аргументы тех, кто полагает, что картина плоха. Но нельзя не заметить, что фильм этот оценивается очень по-разному – от полного триумфа до еще более полного провала. Оценки эти зависят от отношения к методу Джоэла и Этана Коэнов перелицовывать старое голливудское кино до его полного преображения.


«Невыносимая жестокость» / «Intolerable cruelty»

Фильмы братьев Коэнов («О, где же ты, брат?») сняты как римейки старых лент, все составляющие которых бережно воспроизведены. На этот раз за основу взята сумасбродная комедия (screwball comedy) – жанр, господствовавший на американских экранах в тридцатых годах прошлого столетия. Сюжетной основой таких картин, как правило, является психологический поединок с добавлением изрядной доли авантюры. И талантливые братья, ранее удачно стилизовавшие кровавые детективы («Фарго», «Человек, которого не было»), успешно справляются с легкомысленной комедией. «Невыносимая жестокость», вопреки обыкновению своих создателей, постоянно водящих зрителя за нос, представляет собой именно то, что указано на афишах – авантюрную комедию. Искушенные режиссеры (именно так, хоть Этан и предпочитает называться продюсером – на съемочной площадке братья фактически имеют равные права), которых называют «главными декадентами и формалистами Голливуда», на сей раз смогли создать ту особую атмосферу, в которой рождается смех. Но главным их успехом (впрочем, как и во всех предыдущих проектах) можно, вне всякого сомнения, считать выбор актеров.


«Невыносимая жестокость» / «Intolerable cruelty»

Фильм, в котором в ролях второго плана задействованы оскароносные Джеффри Раш («Блеск», «Портной из Панамы») и Билли Боб Торнтон («Мертвец», «Человек, которого не было»), только за одно это должен быть удостоен пристального зрительского внимания. Кстати, оба они просто великолепны, эпизоды с их участием принадлежат к числу наиболее ярких моментов фильма. Но главное в авантюрной комедии – это дуэт непосредственных участников поединка, и в «Невыносимой жестокости» этот дуэт поистине блистателен: Джордж Клуни («О, где же ты, брат?», «Вне поля зрения») в роли адвоката – непревзойденного специалиста по бракоразводным процессам и Кэтрин Зета-Джонс («Чикаго», «Траффик») в роли сногсшибательной красавицы – брачной аферистки.


«Невыносимая жестокость» / «Intolerable cruelty»

Эффектная героическая внешность, безотказно действующий мужской шарм, безупречная элегантность, самовлюбленность и самоуверенность – те качества, которые позволяют Клуни играть стопроцентных мачо и делают достойным великих предшественников, вроде Кэри Гранта. И даже не принадлежа к числу тех, кто находит его безумно сексуальным (а это, в первую очередь, поклонницы «Скорой помощи»), прекрасно понимаю, почему в тот момент, когда стало известно, что этот записной сердцеед будет играть в паре с добродетельнейшей супругой и матерью двоих детей Кэтрин Зета-Джонс в «Невыносимой жестокости», Майклу Дугласу стали сочувствовать и выражать обеспокоенность столь опасным партнерством. Однако все это хоть и имеет непосредственное отношение к фильму, но не способно передать насколько хорош Джордж Клуни на экране, даже тогда, когда любуется своими безупречно белыми зубами (а занимается он этим на протяжении всего фильма).


«Невыносимая жестокость» / «Intolerable cruelty»

Кэтрин Зета-Джонс, в свою очередь, неправдоподобно красива и в роли брачной аферистки смотрится настолько органично, словно ранее женила на себе не один десяток миллионеров (ну, одного-то точно женила). Кэтрин – властная львица, одна из немногих настоящих див современного Голливуда, её легко можно сравнивать с Авой Гарднер или Кэтрин Хепберн. Она говорит о себе: «Женщины часто называют меня сукой и карьеристкой. Но я ничего в жизни не получила даром. Все пришлось зарабатывать тяжелым трудом». К счастью, «тяжелого труда» на экране не видно никогда, будь то «Чикаго» или «Западня», виден лишь его блистательный результат. А лучше всего ей удаются роли именно неподражаемых и великолепных «стерв», таких, как её героиня в «Невыносимой жестокости». Глядя на нее, остается завидовать если не реальному Дугласу, то хотя бы «экранному» Клуни.


«Невыносимая жестокость» / «Intolerable cruelty»

Нельзя не признать, что актерский состав в фильме идеален. Все играют просто неподражаемо и без малейшего намека на правдоподобие. Актеры прикидываются так же, как прикидываются их персонажи. В результате из гомерически смешных сцен, разыгрываемых на фоне роскошных интерьеров, складывается яркая, совершенно не имеющая никакого отношения к скучной реальности мозаика. Так и должна выглядеть настоящая американская комедия тридцатых годов.

Братья Коэны – настоящие культур-террористы, они невероятно талантливы, что и подтвердили, создав еще один отличный фильм, пускай и разительно отличающийся от всего, что они снимали ранее. Аплодирую стоя.

Александр Спасов

Рекомендуем почитать