Продюсер: Этан Коэн
В ролях: Джордж Клуни, Кэтрин Зета-Джонс, Джеффри Раш, Билли Боб Торнтон
Среди посмотревших фильм найдется немало тех, кому он не понравился, кто не счел его смешным или хоть сколько-нибудь интересным. Эти люди смогут привести массу доводов в обоснование своей позиции, наверняка будут весьма убедительны, и, может быть, они абсолютно правы. Но, дважды за минувший уик-энд посмотрев «Невыносимую жестокость», могу признаться, что пребываю в полном восторге от фильма, и полученное удовольствие позволяет не принимать в расчет аргументы тех, кто полагает, что картина плоха. Но нельзя не заметить, что фильм этот оценивается очень по-разному – от полного триумфа до еще более полного провала. Оценки эти зависят от отношения к методу Джоэла и Этана Коэнов перелицовывать старое голливудское кино до его полного преображения.
Фильмы братьев Коэнов («О, где же ты, брат?») сняты как римейки старых лент, все составляющие которых бережно воспроизведены. На этот раз за основу взята сумасбродная комедия (screwball comedy) – жанр, господствовавший на американских экранах в тридцатых годах прошлого столетия. Сюжетной основой таких картин, как правило, является психологический поединок с добавлением изрядной доли авантюры. И талантливые братья, ранее удачно стилизовавшие кровавые детективы («Фарго», «Человек, которого не было»), успешно справляются с легкомысленной комедией. «Невыносимая жестокость», вопреки обыкновению своих создателей, постоянно водящих зрителя за нос, представляет собой именно то, что указано на афишах – авантюрную комедию. Искушенные режиссеры (именно так, хоть Этан и предпочитает называться продюсером – на съемочной площадке братья фактически имеют равные права), которых называют «главными декадентами и формалистами Голливуда», на сей раз смогли создать ту особую атмосферу, в которой рождается смех. Но главным их успехом (впрочем, как и во всех предыдущих проектах) можно, вне всякого сомнения, считать выбор актеров.
Фильм, в котором в ролях второго плана задействованы оскароносные Джеффри Раш («Блеск», «Портной из Панамы») и Билли Боб Торнтон («Мертвец», «Человек, которого не было»), только за одно это должен быть удостоен пристального зрительского внимания. Кстати, оба они просто великолепны, эпизоды с их участием принадлежат к числу наиболее ярких моментов фильма. Но главное в авантюрной комедии – это дуэт непосредственных участников поединка, и в «Невыносимой жестокости» этот дуэт поистине блистателен: Джордж Клуни («О, где же ты, брат?», «Вне поля зрения») в роли адвоката – непревзойденного специалиста по бракоразводным процессам и Кэтрин Зета-Джонс («Чикаго», «Траффик») в роли сногсшибательной красавицы – брачной аферистки.
Эффектная героическая внешность, безотказно действующий мужской шарм, безупречная элегантность, самовлюбленность и самоуверенность – те качества, которые позволяют Клуни играть стопроцентных мачо и делают достойным великих предшественников, вроде Кэри Гранта. И даже не принадлежа к числу тех, кто находит его безумно сексуальным (а это, в первую очередь, поклонницы «Скорой помощи»), прекрасно понимаю, почему в тот момент, когда стало известно, что этот записной сердцеед будет играть в паре с добродетельнейшей супругой и матерью двоих детей Кэтрин Зета-Джонс в «Невыносимой жестокости», Майклу Дугласу стали сочувствовать и выражать обеспокоенность столь опасным партнерством. Однако все это хоть и имеет непосредственное отношение к фильму, но не способно передать насколько хорош Джордж Клуни на экране, даже тогда, когда любуется своими безупречно белыми зубами (а занимается он этим на протяжении всего фильма).
Кэтрин Зета-Джонс, в свою очередь, неправдоподобно красива и в роли брачной аферистки смотрится настолько органично, словно ранее женила на себе не один десяток миллионеров (ну, одного-то точно женила). Кэтрин – властная львица, одна из немногих настоящих див современного Голливуда, её легко можно сравнивать с Авой Гарднер или Кэтрин Хепберн. Она говорит о себе: «Женщины часто называют меня сукой и карьеристкой. Но я ничего в жизни не получила даром. Все пришлось зарабатывать тяжелым трудом». К счастью, «тяжелого труда» на экране не видно никогда, будь то «Чикаго» или «Западня», виден лишь его блистательный результат. А лучше всего ей удаются роли именно неподражаемых и великолепных «стерв», таких, как её героиня в «Невыносимой жестокости». Глядя на нее, остается завидовать если не реальному Дугласу, то хотя бы «экранному» Клуни.
Нельзя не признать, что актерский состав в фильме идеален. Все играют просто неподражаемо и без малейшего намека на правдоподобие. Актеры прикидываются так же, как прикидываются их персонажи. В результате из гомерически смешных сцен, разыгрываемых на фоне роскошных интерьеров, складывается яркая, совершенно не имеющая никакого отношения к скучной реальности мозаика. Так и должна выглядеть настоящая американская комедия тридцатых годов.
Братья Коэны – настоящие культур-террористы, они невероятно талантливы, что и подтвердили, создав еще один отличный фильм, пускай и разительно отличающийся от всего, что они снимали ранее. Аплодирую стоя.
Александр Спасов