Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Инвестиции: жилищные облигации

Инвестиции: жилищные облигации

02.12.2003
9

В современной российской экономике роль отечественного фондового рынка трудно переоценить. Во многом благодаря использованию его механизмов происходит перелив финансовых ресурсов не только между отдельными отраслями национальной экономики, но и между субъектами федерации внутри страны. И надо сказать, что 2003 год для исполнительной власти Красноярского края и Красноярска стал, своего рода, знаковым по использованию данного инвестиционного механизма. В июне на Московской межбанковской валютной бирже был полностью реализован первый облигационный заем города Красноярска на сумму в 140 млн. рублей. А 3 декабря на этой же биржевой площадке будут размещаться облигации уже Красноярского края общим объемом в 1,5 млрд. рублей.

Межбюджетные отношения

Не секрет, что субъектами федерации и муниципальными образованиями облигационные займы выпускаются, в общем-то, не от хорошей жизни. Реформы, проводимые в последнее время в сфере межбюджетных отношений, в значительной мере обескровили доходы регионов.

Федеральный центр с помощью Бюджетного кодекса перераспределил финансовые потоки в свою пользу, забрал себе практически все наиболее собираемые на местах налоги. Оставшаяся в распоряжении региональной власти налоговая доля из-за депрессивного состояния значительной части промышленности вряд ли в ближайшее время сможет кардинально увеличиться.


Рост расходов

Кроме того, у местных властей стремительно растут и расходы. Это связано с тем, что в последние годы на баланс муниципальных образований в массовом порядке передавалась ведомственная социальная сфера, в том числе жилой фонд, образовательные и медицинские учреждения, детские сады, и т.д. Например, городом Красноярском было принято на баланс более 1000 километров сетей и коммуникаций, около 15,5 миллионов квадратных метров жилья и т.д. И все это, как правило, в не очень хорошем состоянии.

В этой связи необходимо отметить и то, что ситуация в регионах Сибири и Дальнего Востока усугубляется природными факторами. Большинство городов находится в достаточно жестких климатических условиях. Поэтому на подготовку муниципальных хозяйств к зиме требуются дополнительные расходы, что увеличивает и без того высокие затраты по текущему обслуживанию коммунальной сферы. Так, только в Красноярске они составляют не менее 4,5-5 млрд. рублей.

В целом же расходы социальной сферы, как правило, «съедают» все получаемые доходы, что объективно вызывает бюджетный дефицит; по данным Министерства финансов России из 89 субъектов федерации, сегодня только 18 являются донорами.

Жилищное строительство

Постоянный дефицит сказывается на перспективном планировании развития территорий. Власть не заглядывает дальше, чем на 1-2 года. И данный подход понятен. А что планировать, если денег все равно нет?

В свою очередь, отсутствие перспективного планирования усугубляет многие проблемы. Особенно это видно на примере жилого фонда. Статистические данные говорят о том, что растет количество ветхого и не пригодного для проживания жилья, в том числе в Красноярском крае и Красноярске. А более 70% жителей России нуждаются в той или иной мере в улучшении своих жилищных условий.

Сегодня государство фактически самоустранилась от решения вышеуказанных проблем. Доля государственного финансирования жилищного строительства упала на порядок. Если в советский период до 80% оно строилось за счет госбюджета, 15% - за счет кооперативных инвестиций, а 5% приходилось на индивидуальное строительство, то сейчас около 80-85% вводимых в строй домов приходится на частное долевое строительство.

Но сейчас оно не «по карману», не только молодой семье, но и «старой», которая имеет общий доход 15-20 тысяч рублей в месяц. В то же время госбюджет, если и строит, то льготное жилье предназначается только для государственных служащих и приравненных к ним категорий работников. Вот и получается, что обычная средняя российская семья оказалась без каких-либо шансов на приобретение нового доступного жилья.


Жильё

Как один из способов решить существующую проблему государство предлагает проекты по развитию ипотечного кредитования. Но надо сказать, что сегодня ипотека в России не сможет стать панацеей. Данный механизм хорошо работает в развитых странах мира, где у населения достаточно высокие доходы. У нас же ситуация несколько иная. Среднемесячные доходы 60-65% работающих россиян не превышают 7 тысяч рублей. Этот уровень не позволяет получить кредит в банке. Например, по мнению красноярских коммерческих банков, их потенциальный ссудозаемщик тот, кто имеет легальный доход не менее 17-18 тысяч рублей в месяц. Вот и получается, что ипотека только для обеспеченных людей.

Частный случай

Новый подход к решению жилищной проблемы предприняла администрация Красноярска. Начиная с ноября в краевом центре можно приобрести облигации так называемого жилищного займа. Для справки: на 1 декабря 2003 года только 6 городов (Екатеринбург, Красноярск, Южно-Сахалинск, Томск, Уфа, Волгоград) и 22 субъекта федерации (в том числе наши ближайшие соседи Новосибирская, Иркутская и Томская области) выпустили собственные ценные бумаги.

Относительная новизна красноярского решения заключается в том, что, с одной стороны, муниципалитет организует целевое финансирование строительных организаций за счет внебюджетных средств. С другой стороны, владельцам облигаций обещано предоставить жилье на 10-15 % дешевле его рыночной стоимости.

Сам механизм прост. Покупая облигации, инвестор может претендовать (при условии заключения договора с уполномоченным подразделением администрации города) на новое жилье по фиксированной цене. При этом предлагаются небольшие по площади одно- и двухкомнатные квартиры.

В целом можно положительно оценивать действия властей краевого центра. Это достаточно продуманная маркетинговая проработка проекта по строительству дешевого жилья. Немаловажным фактором выступает и то, что доходность облигаций составляет 15% годовых, при инфляции в 2003 году, по оценкам экспертов, в 14-14,5%.


Облигации

Но все же данный проект необходимо рассматривать, как частный случай. Согласно Бюджетному кодексу РФ, при выпуске муниципальных ценных бумаг имеются жесткие ограничения. Так, предельный размер заемных средств не должен превышать 15% объема доходов местного бюджета в финансовом году (без учета помощи вышестоящих органов власти и привлеченных заемных средств). В то же время обслуживание муниципального долга ограничивается 15% от общего объема расходов муниципального образования.

Вот и получается, что эта программа локальная. И она не решает многие жилищные проблемы, так как объемы привлекаемых средств напрямую зависят от состояния бюджета. В принципе речь идет все о том же долевом строительстве, только под гарантии администрации города Красноярска.

Вызывает сомнение и возможность свободного обращения красноярских облигаций на вторичном рынке. По всей видимости, уже в ближайшее время при перепродаже городских ценных бумаг возникнет дисконт, то есть их цена будет на 1-3% ниже номинала. Причина одна: инфраструктура для данного облигационного займа не совсем сформирована.

Конечно, итоги займа подводить еще рано. Но если он поможет хотя бы одному человеку улучшить свои жилищные условия, то можно смело сказать, что работа по его подготовке проделана не зря.

Виктор Прохоров

Рекомендуем почитать