Главная
>
Статьи
>
Анатолий Фролов: "Нет аргумента убедительнее, чем личный пример"

Анатолий Фролов: "Нет аргумента убедительнее, чем личный пример"

08.12.2003
0

Родился 21 ноября 1966 г. в г. Канске.

В 1983-1990 гг. - студент юридического факультета Красноярского государственного университета (окончил с красным дипломом).

В 1985-1987 гг. - служба в рядах Советской Армии.

В 1990-1992 гг. - ассистент кафедры государственного и международного права юридического факультета КГУ.

В 1992-1997 гг. - главный специалист; затем - зам. начальника экспертно-правового управления Законодательного Cобрания Красноярского края.

В 1997-1998 гг. - начальник управления взаимодействия с Красноярским городским Cоветом.

В 1998-1999 гг. - начальник управления правотворческой деятельности администрации Красноярска.

С 2000 г. - начальник экспертно-правового управления администрации Красноярска.

Семейное положение: женат, двое детей (сын и дочь).

Увлечения: отдых на природе, волейбол, историческая литература


Анатолий Фролов

Анатолий Анатольевич, расскажите об основных вехах своего трудового пути.

Большую роль в моей профессиональной автобиографии сыграла работа на кафедре государственного и международного права юридического факультета КГУ. Я преподавал административное право. Интересный и полезный период моего профессионального становления. Во многом он подготовил меня к последующей работе, задал некоторую методологическую планку. Потом пять лет работал в экспертно-правовом управлении Законодательного Собрания края. Сначала главным специалистом, а затем - заместителем начальника. Здесь я прошел замечательную школу под началом Заслуженного юриста РФ Любови Петровны Елизарьевой. Она является одним из лучших юристов-профессионалов, работающих во властных структурах Красноярского края. Затем был приглашен Петром Ивановичем Пимашковым в администрацию города. Центральная задача, поставленная передо мной главой города, заключалась в разработке необходимой для функционирования представительного органа городского самоуправления нормативной базы. После становления Горсовета как самостоятельного органа возглавлял управление правотворческой деятельности, а в настоящее время - экспертно-правовое управление.

Расскажите о тех задачах, которые стоят перед управлением в настоящее время.

Начну с основных направлений. Главное - это организация правильного прохождения проектов решений, вносимых главой города на рассмотрение Горсовета. Скажу для примера, если депутаты первого созыва, среди которых были Алексей Клешко, Валерий Кирилец, Сергей Рыков, подготавливали 20-30 % правовых актов города, то на сегодняшний день 90 % ключевых решений, принимаемых Горсоветом, разрабатываются в администрации города и проходят через наше управление. Можно сказать, что мы находимся на острие решения этих проблем. Основные стратегические направления развития города, которые принимаются представительной властью, в значительной степени отрабатываются в недрах администрации города, и в том числе в нашем управлении.

Кроме того, мы олицетворяем службу полномочного представителя главы города в Городском совете. В крае такой системы нет. В принципе, взаимоотношения между Советом администрации края и Законодательным Собранием отлажены. Но формальная фигура, зафиксированная на уровне устава края, у них отсутствует. Когда в системе есть лицо, прямо отвечающее за постоянное взаимодействие между ветвями власти, это имеет положительное значение.

Чем Вы объясняете своё скорое продвижение по карьерной лестнице?

В карьерном росте мне помогло то, что я всегда был человеком с установкой на лидерство. Вуз окончил с красным дипломом и не ради отметок, а из стремления реализовывать ситуацию до конца. Во мне было и есть желание оставить за собой след, который был бы полезен и для других. Кроме того, в какой-то степени помог опыт научной и преподавательской работы - в институте я занимался административным правом. Научно-теоретическая работа позволяет более системно смотреть на вещи.

Не жалеете, что перешли в мэрию?

Было трудно расставаться с коллективом, работали мы очень слаженно. Если говорить честно, то общий профессиональный уровень в Законодательном Собрании выше, работа интереснее и по масштабу, и по глубине решаемых задач. Было регулярное общение с Москвой - я несколько раз представлял тогда еще Краевой совет депутатов, потом Законодательное собрание края в федеральных органах власти. Мне доверяли, и работа моя оценивалась должным образом. Но, с другой стороны, там я всегда был заместителем, вторым лицом, а хотелось попробовать себя в роли самостоятельного руководителя.

С чем связано снижение в последнее время правотворческой активности депутатов Горсовета?

Здесь сложно ответить однозначно. Во-первых, первый депутатский корпус формировался в период веры в демократию, торжества идеалов. Тогда люди, душой болевшие за дело, активно шли во власть, верили в то, что можно быстро и кардинально изменить систему. В эпоху позднего Ельцина многие идеалы были развенчаны. Теперь у людей меньше веры. Поэтому наиболее социально активные люди сейчас предпочитают самореализовываться в бизнесе, в каких-либо других сферах. Среди депутатов стало меньше харизматических личностей.

Управления, аналогичные вашему, есть в Горсовете, в Законодательном собрании края. В чем сходства и различия?

В Городском совете - чисто правовое управление. Его специалисты, в буквально смысле слова, занимаются юридической шлифовкой законопроектов. Иногда они стараются дать заключение несколько шире, но их компетенция - приведение проектов в соответствие с законодательством. Наши задачи несколько иные. Мы, помимо соответствия городских проектов решений законодательству, обеспечиваем ещё и их соотнесение с интересами всех сторон политической, экономической и общественной жизни города. Ключевое значение в этом процессе играет полномочный представитель главы города в Горсовете. В настоящее время эту должность занимает Александр Викторович Букарин, который одновременно является заместителем главы города по правовым вопросам. Его центральная задача - обеспечивать при принятии проекта решения соблюдение интересов всей мэрии, а не только его разработчиков.

Экспертно-правовое управление Законодательного Собрания имеет очень похожие с нами функции. Но у них есть одно дополнительное направление деятельности, которого нам не хватает. Я имею в виду экономический отдел. Он занимается проработкой экономической целесообразности всех принимаемых законов. У нас эта работа тоже ведется, но не в рамках нашего управления, а во взаимодействии с другими - с финансовым управлением и главным управлением экономики и планирования.

Как Вы оцениваете степень самостоятельности Горсовета и его роль в жизни города?

Есть расхожее мнение о том, что если значительное число депутатов Горсовета избрано от блока Пимашкова "За Красноярск", то Горсовет подмят мэрией и делает то, что прикажет глава. Это далеко не так. Между депутатами и администрацией изначально шло конструктивное взаимодействие. Ведется грамотно построенная методическая работа с нашими проектами. Горсовет принимает выверенные решения и, безусловно, влияет своими актами на стратегию развития Красноярска. Еще хочу добавить, что если нет громких внешних скандалов, какими богата история отношений краевых ветвей власти, то это еще не означает, что у нас во всем полное единство мнений.

Как оцениваете действия мэрии? Есть какие-либо серьезные начинания в последнее время?

Модель управления никогда не бывает совершенной, поэтому ее необходимо постоянно развивать, приводить в соответствие с новыми условиями. Политика в этой сфере нашего главы отличается принципом эволюционности. И я считаю такой подход абсолютно правомерным. Он не пытается осуществлять масштабных кампаний по кардинальному реформированию структуры управления. У нас ее усовершенствование представляет собой планомерный процесс. Появляются новые структуры, постепенно уходят некоторые старые. А у революционного пути есть один существенный недостаток - потеря преемственности развития и накопленного опыта.

Как на практике выглядит процесс инициирования разработки тех или иных проектов решений?

В мэрии любой руководитель управления и любой сотрудник вправе выйти к главе города с инициативой по воплощению той или иной идеи в жизнь. Внутренняя процедура такова: идея прописывается в общем виде и передается на рассмотрение заместителю главы города, курирующему соответствующую сферу деятельности. После получения согласования подготавливается проект, который проходит через наше управление, и затем он представляется мэру города. После всех согласований проект решения предоставляется на рассмотрение Горсовета. Стоит отметить, что этот процесс идет постоянно, и в него вовлечены почти все структуры администрации города.

Как Вы оцениваете эффективность управленческой структуры администрации края?

Новая команда, пришедшая с Александром Хлопониным, строит систему управления на нормальных принципах. Диалог с органами местной власти не ухудшился. По сравнению с временами Лебедя стал даже более плотным и конструктивным. Но я бы не сказал, что в структуре краевой власти произошли какие-либо кардинальные изменения. Они касаются в первую очередь личностей - на уровне заместителей губернатора, начальников и отчасти заместителей начальников управлений. Сами же управления и чиновники, в них работающие, в основном остались прежними.

Как Вы оцениваете качество красноярского правового поля?

Форсированная работа по его созданию началась в середине 90-х годов. Ключевое место в ней занимает устав города. Мы его создавали в противоречиях, спорах, мэр города принимал в этом процессе самое непосредственное участие. В конце концов приняли, и результат, на мой взгляд, оправдывает те усилия, которые предпринимались для его достижения. Мы сумели грамотно выстроить систему взаимоотношений между ветвями власти, четко прописали пределы компетенции и разграничение полномочий, что позволяет эффективно принимать правовые акты. В целом, система управления городом выстроена разумно. В АСДГ, конгрессе муниципальных образований Красноярск считается авторитетом в создании правовых форм, многие ориентируются на наш опыт.

А что в сфере правовых условий, созданных для развития бизнеса: как малого и среднего, так и крупного?

Здесь, можно сказать, в нашем законодательстве существует проблемная зона. Ситуация схожа с краем. В законодательном поле как городского, так и краевого уровня присутствуют пробелы в сфере регулирования инвестиционной деятельности. Отсутствует комплексный подход, который бы создал благоприятные условия для развития бизнеса. Это одно из приоритетных направлений, по нему в настоящее время ведется работа, но результат пока еще не достигнут.

Однако замечу, что разработка стратегии развития малого и среднего бизнеса является всё же задачей федерального уровня. Основные механизмы закладываются сверху, мы же вынуждены в большинстве случаев лишь реагировать на эту ситуацию.

Схожая ситуация и с крупным бизнесом. В первую очередь это касается деятельности ФПГ в крае и городе. Федеральное законодательство позволяет уводить уплату налогов в оффшорные зоны. Это наследие законодательства ельцинского периода, которое сложно искоренить с учетом активного олигархического лобби в Госдуме. Такой недальновидный подход по отношению к территориям, скорее не укрепляет, а разрушает государство. Основная проблема заключается в отсутствии основы взаимодействия между региональной властью и крупным бизнесом. У края есть хоть некоторые рычаги воздействия на ФПГ, например выдача лицензий на разработку месторождений. Это позволяет влиять на ситуацию и, следовательно, является весомым аргументом при переговорах. Однако не ко всем ФПГ этот рычаг применим. Например, "Русал" напрямую природные ресурсы не эксплуатирует. Он вправе построить цеха и производить алюминиевую продукцию, и прямых закрепленных законом аргументов в пользу выплаты налогов на территории края у власти нет. Очень хорошо, что у Хлопонина хватило влияния добиться подписания соглашения. Но Дерипаска этим соглашением не связан юридически, а скорее морально, и в любое время может изменить подход. У нас же на муниципальном уровне рычагов воздействия на крупный бизнес практически нет. Муниципалитет фактически бессилен. Мы почти ничего не можем, надеемся на добрые личные взаимоотношения, понимание проблем города, в котором ты живёшь. Благодаря авторитету администрации и лично главы города такая политика приносит свои плоды, но в ней нет объективной, подкрепленной законом основы.

С 2006 года вступает в силу новый Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Каковы, по Вашему мнению, последствия этого для Красноярска?

Вступление в силу этого закона, по моему мнению, может серьезно осложнить положение Красноярска и других крупных муниципальных образований. Закон, безусловно, имеет и положительное значение, которое заключается в четком разграничении полномочий между властями федерального, регионального и местного уровней. Само по себе разграничение - прогрессивный шаг, но оно произведено далеко не в нашу пользу. Из ведения муниципалитетов будет изъято значительное число полномочий, что приведет к снижению их роли и влияния - с одной стороны, а с другой - к уменьшению объемов финансирования. Хочу привести один пример. Согласно закону, из нашего ведения будет изъята социальная сфера и передана в край. Традиционно муниципалитет работает с наиболее бедными и обездоленными категориями граждан. Такие люди идут не в краевую администрацию, они обращаются в местные органы. В Красноярске функционирует 24 учреждения четырех типов в сфере социальной защиты населения, мы их создали в интересах людей, подчас "с нуля", а теперь нам говорят, что это не наша функция. Всё это связано с тенденцией централизации финансирования социальной сферы. Подобные меры, возможно приведут к некоторой экономии бюджетных средств, но могут пострадать люди, причем, из самых социально незащищенных слоев. Чтобы этого не допустить, будем просить край взять их на свое финансирование.

Сейчас у предприятий есть возможность переводить свои социальные учреждения на баланс муниципалитетов, как этот процесс идет в Красноярске?

Да, действительно, любое предприятие, находящееся в государственной или частной собственности, вправе передать учреждения и объекты своей социальной сферы муниципалитету, а тот в свою очередь обязан их принять. Причем, согласно закону, объекты должны быть переданы в надлежащем техническом состоянии, в противном случае перед передачей должен быть произведен капитальный ремонт. В законе прописано все красиво, но действительность ему мало соответствует. Часто объекты доводятся до такого состояния, когда там уже ничего пригодного для передачи не остается. Тут нам уж не до требования произвести капремонт, забираем то, что есть, чтобы хуже не стало. К примеру, КрАЗ. Анатолий Быков, как к нему не относись, содержал социальную сферу завода, не пытался ничего распродать и гордился этим. Сейчас же завод сбрасывает на муниципалитет остатки своей социальной сферы. Большинство из принимаемых муниципалитетом учреждений и объектов, вообще не предполагают возможности получения от них дохода, то есть они не рентабельны в принципе. Между тем, на их содержание требуются большие вложения. Средств на это у города нет, но по закону принять мы обязаны.

Вы принимали активное участие в подготовке нового краевого закона "О межбюджетных отношениях", это видно по количеству поправок, внесенных в него по инициативе администрации города. Как Вы оцениваете его значение для Красноярска и края?

Приняв этот закон, команда Александра Хлопонина опередила все регионы России. Подход, который реализуется в законе, предлагается реформой Д. Козака (Закон от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"). Его реализация должна будет начаться с 2006 года. Краевая власть сыграла на опережение. Можно считать это правильным решением. До 2006 года мы уже накопим опыт, обнаружатся недочеты, и можно будет внести необходимые коррективы. Однако в законе, на мой взгляд, ущемлены интересы ряда муниципалитетов, в частности, Красноярска. Несмотря на традиционную позицию донора, сейчас мы будем вынуждены просить финансовой поддержки у края. Есть хорошая поговорка: "Семь раз отмерь, один раз отрежь". В данном случае власть, кажется, руководствовалась иным - ленинским принципом: "Главное - ввязаться в бой, а там посмотрим". Ближайшее время покажет, насколько выверен такой подход краевых органов власти.

Расскажите немного о себе, Вы увлекаетесь спортом?

Да, я сторонник активного, спортивного образа жизни. Занимаюсь различными видами спорта, однако любимый - волейбол, занимаюсь им три раза в неделю, в 6:30 утра встаю на площадку. Часто играем с коллегами, у нас немало чиновников увлечено спортивным образом жизни. Между подразделениями администрации города ежегодно проводится спартакиада по различным видам спорта. Да и глава города у нас человек спортивный. Он постоянно поддерживает спортивную форму, демонстрируя тем самым личный пример для своих подчиненных. Кроме того, хожу в бассейн, зимой регулярно катаюсь на лыжах. Вместе с коллегами из спорткомитета являюсь одним из инициаторов и активным сторонником движения "Здоровый мир". Под его эгидой проводим известные любому красноярцу забеги "Стартуют все". Я убежден, что у здорового, занимающегося спортом человека больше жизненных сил, он приходит с хорошим настроением на работу, и отдача от такого сотрудника на порядок выше.

Как Вы предпочитаете проводить свободное время?

Обожаю общение с природой. По возможности всегда стараюсь выехать в лес или в поле. Летом, если нет возможности поехать на какой-нибудь курорт, то я не меньшее удовольствие получаю, взяв палатку и отправившись в лес. Прекрасно отношусь к рыбалке.

Назовите один из своих жизненных принципов.

Мне очень импонирует позиция Джона Кеннеди, который в 60-е годы всколыхнул Америку. В своём предвыборном обращении к нации он сказал: "Не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас; спрашивайте, что вы можете сделать для своей страны". Я - сторонник активной гражданской позиции и постоянного самосовершенствования.

Расскажите о своей семье.

Я считаю, что если у человека нет семьи, и если он не вырастил и не воспитал детей, то он вряд ли может считать себя полностью состоявшимся человеком. Любую свою свободную минуту мы с супругой стараемся уделить детям. Их у нас двое - 13-летний сын и 10-летняя дочь. Я чувствую, что тот потенциал, который вкладывали в них до 5-7-летнего возраста, уже приносит свои плоды. Они всё меньше нуждаются в родительской опеке и всё большего достигают в жизни самостоятельно. Большое значение, по моему мнению, имеет личный пример. Ничего хорошего не получится, если папа или мама будут, лежа на диване, давать указания. Ещё во время службы в армии, командуя отделением, понял - нет аргумента убедительнее, чем личный пример. Этим принципом руководствуюсь и на работе, и в семье.

Кем бы Вы хотели, чтобы стали Ваши дети?

Прежде всего, хочу, чтобы, они выросли порядочными людьми, а профессию пусть выбирают сами.

 

Беседовал Игорь Исеев

Рекомендуем почитать