Главная
>
Статьи
>
Геннадий Рукша: «Я не собираюсь руководить творчеством»

Геннадий Рукша: «Я не собираюсь руководить творчеством»

30.09.2010
13

Принято думать, что творческие союзы — изобретение отечественное. Придуманы для лучшей управляемости процессом: чтобы лишнего не думали, не писали, не пели, не плясали. В какой-то степени представление верное. Первый союз, собравший писателей, был создан социалистическим романтиком Максимом Горьким. Позже возникли другие — художников, композиторов, театральных деятелей... В советское время они являлись, по существу, частью государственной идеологической машины. Сейчас они — общественные организации, свободные от государственного влияния. И от государственной поддержки тоже. О том, как взаимодействуют органы государственной власти с творческими союзами, рассказывает министр культуры края Геннадий Рукша.

Атмосфера

Геннадий РукшаВ России до сих пор нет закона о творческих союзах. Их деятельность регулируется Федеральным законом «Об общественных объединениях», одним из видов которых является общественная организация. С одной стороны, это правильно: любой творческий союз — по определению общественная организация. С другой — все-таки есть определенная специфика. Мне приходилось и приходится слышать множество дискуссий относительно того, что такое творческие союзы. Есть мнение, что это наследие тоталитарного прошлого. Вы же помните, что первый союз — Союз писателей — создал еще Горький в тридцатые годы. Есть и такое мнение, что творческие союзы утратили свое назначение регуляторов и стимуляторов развития творческого процесса, поэтому они должны превратиться в своего рода профсоюзы, как это существует на Западе. Ну и третье мнение: творческие союзы — это автономные организации, осуществляющие творческую деятельность независимо от государства. Есть и другие мнения и теории.

А вы какой придерживаетесь?

Я глубоко убежден: пока окончательно не сформируется гражданское общество в России, этот вопрос останется дискуссионным. Дай Бог, чтобы творческие союзы все-таки сохранились. Нельзя их исключить из общего творческого процесса.

С другой стороны, творческие союзы располагают большим ресурсным потенциалом, из-за чего, собственно, весь сыр-бор на федеральном уровне и происходит. Отзвуки мы слышим, отсветы наблюдаем. Пример — Союз кинематографистов. Есть свои проблемы, связанные с собственностью, и у Союза художников, и у других союзов. Я встречался со многими руководителями — хорошо представляю, что где происходит.

Я как должностное лицо считаю, что мы должны быть партнерами с представителями творческих союзов. Думаю, они это тоже понимают. Без партнерских отношений ни у государственных структур, ни у самих союзов нет перспектив развития. В целом такие отношения в последнее время удается выстроить. В Красноярском крае, по крайней мере, атмосфера доброжелательности существовала всегда и существует сегодня.

За сценой

Банальный вопрос: какие творческие союзы сегодня работают в Красноярске так, чтобы о них следовало говорить?

Существует Союз театральных деятелей — единый и неделимый, чему мы очень рады. Первый среди первых — не только по численности, но и по времени существования. Еще до революции в России было создано Всероссийское театральное общество. Цель — вспомоществование артистам. Со временем общество было преобразовано в союз, но основные цели остались прежними. Союз имеет в Красноярске собственный Дом актера. Там есть проблемы с содержанием — к сожалению, напрямую мы не можем помочь, у нас государство отделено не только от церкви, но и от общественных организаций и не имеет права бюджетные деньги направлять на помощь творческим союзам. Но мы работаем в постоянном контакте. Мы вместе с СТД проводим семинары, фестивали, творческие лаборатории. С председателем союза я постоянно советуюсь относительно кадровых решений. У нас по-настоящему партнерские отношения, мы в постоянном диалоге.

Вы были начальником управления культуры еще в советские времена, общались с разными руководителями СТД. С кем было работать проще?

Нам всегда везло, мы всегда и со всеми находили точки соприкосновения. Я ведь работал еще тогда, когда бессменным руководителем отделения был народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии им. К. С. Станиславского Николай Захарович Прозоров. Первым из деятелей искусств Красноярска он стал кавалером ордена Ленина. Участник Великой Отечественной войны, великий актер, один из основоположников сибирской реалистической театральной школы, он был совершенно честным, бескорыстным и абсолютно трепетным по отношению к человеку театра, к делу театра. Это он построил Дом актера. Это он убедил Павла Стефановича Федирко спроектировать в строящемся жилом доме вот эту вставку. До него у театралов была комната в театре имени Пушкина на втором этаже.

Думаю, каждый председатель внес свой вклад в работу союза. И Валерий Аркадьевич Дьяконов, и Юрий Иванович Гвоздиков, и вот теперь Андрей Иванович Пашнин — со всеми мы работаем в контакте, каждый несет в союз что-то свое.

Кроме театралов кто еще у нас заметен?

За Уралом самая крупная региональная организация Союза художников — в Красноярске. Мы постоянно проводим совместные акции. Прошли две большие выставки в выставочном комплексе MixMax — к 75-летию края и 65-летию Победы. Сейчас вместе с союзом готовим третью выставку — «Осенний вернисаж». Она будет посвящена пейзажу и натюрморту. Это уже будет не краевая, а региональная выставка, в которой примут участие художники со всей Сибири.

Есть кому показывать? Публика ходит?

Приведу пример. Лето, как вы понимаете, достаточно сложный период, на выставки ходят немногие. Так вот, в летний сложный период 10 тысяч красноярцев пришли на выставку, посвященную 65-летию Победы. Это очень много.

Мы постоянно участвуем в проектах, которые организует краевой Союз художников. Мы возобновили закупки, десять лет этого не делалось. Два года подряд закупали картины красноярских художников. В этом году — пауза, в будущем снова будем закупать. На это закладывается миллион в бюджете — не очень много, но раньше и этого не было.

Кроме того, союз вместе с моими предшественниками проводил большую работу по закреплению собственности. Все мастерские передаются в краевую собственность, закрепляются на праве оперативного управления за подведомственным учреждением культуры «Дом искусств», после чего передаются в безвозмездное пользование художникам на весь период их творческой деятельности.

Слова и музыка

Геннадий РукшаКак у нас с музыкой?

Хорошо. Сам Андрей Павлович Петров открывал здесь Союз композиторов. Он лично привез сюда дощечку с надписью «Красноярская организация Союза композиторов России». У композиторов тоже есть свое помещение, мы ежегодно закупаем произведения у красноярских творцов. Были внутренние организационные проблемы — их удалось решить. Композиторы сами пришли к пониманию необходимости единства. Возглавляет красноярское отделение союза профессор Людмила Гаврилова, заведующая кафедрой теории музыки Красноярской государственной академии музыки и театра. В союзе состоит 19 человек — для такого эксклюзивного вида творчества это, мне кажется, немало.

Союз писателей в свое время раскололся на два. Удается ладить с обоими?

Вообще-то их у нас даже три, не два. Кроме Союза писателей России и Союза российских писателей есть еще городское объединение. Я все время призываю союзы как-то скоординировать свою деятельность. Нам тогда проще было бы помогать, проще работать. При этом мы проводили недавно фестиваль «Енисейский экспресс», приглашали к участию писателей, будем и дальше это делать.

В свое время они разделились по принципиальным соображениям — это как-то сказывается сегодня?

Это же были мировоззренческие вопросы. Я не очень хорошо знаю предмет — кто как делился, по каким правилам. И не хотел бы, честно говоря, это понимать. Я с уважением отношусь к тем, кто пишет. У меня на рабочем столе гора литературных журналов, и то, что литература жива, уже само по себе хорошо. Я — действующий преподаватель высшей школы, я все время спрашиваю студентов — читают ли они толстые журналы? И если не читают, для меня это странно. Целый ряд районов края вообще не выписывает толстые литературные журналы — это очень плохо. Зато я с удовлетворением увидел, что, например, в Норильске и Дудинке их выписывают. Литературный процесс идет. У нас очень много подвижников, которые издают журналы просто на энтузиазме. Это хороший знак. Как только образуется саморегулируемая организация, которая самостоятельно что-то такое делает, — это очень хороший симптом в отношении художественного здоровья нации.

Противоречий нет

Насколько изменилась система взаимодействия государственных органов и творческих союзов?

В советские времена были четко разделены векторы — кто чем занимается. Художниками, театральными деятелями и композиторами занималось управление культуры. Более обособленными от общего процесса всегда были писатели. Архитекторами занимались строители. Государство активно участвовало в создании материальной базы творческих союзов. За счет государства построили скульптурный городок, например. Появились свои здания у композиторов, архитекторов.

Как изменился сам творческий процесс со временем?

Изменился, конечно. Раньше он был более закрыт. Но при этом роль творческих союзов была более ярко выражена, чем сегодня. Например, когда ВТО было преобразовано в СТД, в положении о нем было записано, что органы государственной власти не могут назначить режиссера либо директора театра без согласования с союзом. Откровенно скажу, что сейчас это положение уже не действует, но я все равно постоянно советуюсь с председателем СТД при кадровых решениях. Тот, кто находится в творческом процессе, лучше знает, кто чего стоит. У нас нет сегодня заметных противоречий между властью и творческими союзами.

Деятельность творческих союзов значима только для краевого центра или в глубинке они тоже заметны?

Конечно, заметны. В районах работают члены творческих союзов — художники, театральные деятели, писатели.

Откуда берутся деньги?

Насколько самодостаточны союзы?

Сложный вопрос. Государство не спонсирует общественные организации, в том числе творческие. Хотя, на мой взгляд, было бы правильно, если бы какая-то помощь в виде дотаций из казны поступала. Сегодня они существуют за счет взносов в основном. Еще за счет эксплуатации своей материальной базы. В Доме актера, например, постоянно играются антрепризные спектакли. Художники проводят платные выставки.

Писатели говорят — не помогают, вот если бы помогали — было бы книжек больше...

У нас три союза — кому помогать? Почему именно ему, а не другому союзу? В прошлом году Алексей Михайлович Клешко проводил совещание с писателями, я на этом совещании выступал и предлагал им как-то объединиться. Стрельцов мое предложение раскритиковал потом в Интернете. Но я-то предлагал просто создать хотя бы общий план какой-то, чтобы я потом мог вразумительно сказать: эти писатели могут на государственные деньги пропагандировать то и то. Ведь раньше было бюро пропаганды художественной литературы — почему его не воссоздать снова?! Но это же не министр должен все придумывать, а сами писатели. Ну, сядьте и договоритесь. Это послужит делу — и пропаганды, и создания материальной базы. Я не собираюсь руководить творчеством, я в жизни ни разу никому не сказал — что ставить или о чем писать. Но я должен понимать — если помогать, то кому и какой результат будет от этой помощи.

Геннадий Леонидович, я постоянно хожу по проспекту Мира мимо Дома художника...

Понимаю, о чем вы. Мне тоже неприятно, что весь первый этаж — сплошная коммерция... Но это — неизбежные реалии, это связано с необходимостью как-то содержать Дом художника. Здание — собственность союза, ему необходимо оплачивать коммунальные услуги, платить налоги. Мы с Алексеем Михайловичем Клешко обсуждали этот вопрос не раз. Пока есть только понимание проблемы, но нет решения.

Союз нерушимый

Геннадий РукшаНасколько сегодня творческому человеку необходим союз? Что он дает?

Мне трудно ответить на этот вопрос. Я сформирован как личность в то время, когда вступление в союз означало этап профессионального роста. Чтобы вступить в Союз театральных деятелей, мне нужно было пять лет проработать в театре, получить две рекомендации, — в конце концов, я получил профессиональное подтверждение того, что я в этой профессии что-то значу. А у художников вообще кандидатский срок был три года. Серьезное дело. Сейчас все немного девальвировалось. Но в целом союзы с разными функциями в мировой культурной практике существуют, мы здесь не уникальны. И творческие союзы будут работать, будут развиваться. Несмотря на то что творческий процесс — дело индивидуальное, писатели, композиторы, художники должны между собой общаться. Им это необходимо, в этом и есть высшее предназначение любого союза.

Художники имеют возможность показать результаты творчества на выставках, композиторы — на концертах. С писателями немного иначе. В советское время проводились краевые семинары писателей — почему сейчас их нет? Союз своими силами не потянет, нужно участие власти, нужны деньги.

Мы готовы к этому. В этом году должен был состояться литературный семинар «Писатели на берегах Енисея» — к сожалению, по ряду причин не получилось его провести. Но поручение дано Государственному центру народного творчества, они занимаются. Нужно искать молодежь. Чтобы появился один знаковый писатель, который олицетворяет эпоху, нужна среда, нужно много писателей, которые работают рядом с ним. Не мной это придумано. Появление одаренных личностей — это процесс.

Есть еще Союз журналистов — что-то мы о нем ничего не сказали. Это творческий союз?

Конечно! Это я вам как преподаватель говорю. Я каждый год хожу на бал прессы. Но вот что характерно: основные журналисты, которых я знаю, как правило, на этих балах не присутствуют. Не могу сказать — почему, не могу судить. Эти механизмы мне неизвестны.

Я каждый день в контакте с прессой. Утренние программы новостей, пресс-релизы, Интернет...

Вам не кажется, что в последнее время ушла как жанр театральная и прочая критика из красноярской прессы?

Вы правы. Очень мало людей, которые этим занимаются профессионально. Есть, конечно, счастливые исключения. Странно, что при большом количестве искусствоведов, которых готовят СФУ, академия музыки и театра, все-таки пишущих на эти темы людей немного. Это не очень здоровый симптом.

Может, просто некуда писать?

Ну как некуда?! Столько газет, журналов в крае! Да и кроме печатных средств массовой информации есть еще Интернет — пишите, пожалуйста! А еще — информационные агентства... Школа культурной журналистики оказала очень серьезное влияние на развитие жанра — спасибо Фонду Михаила Прохорова.

Как в целом изменился культурный процесс во времени?

Я недавно был в театре Пушкина — мы подготовили новое здание на Мира, 49, туда театр переселится на время реконструкции. Думаю, через год это случится. Недавно там прошел театральный фестиваль ДНК. Так вот, посмотрев на некоторые экспонаты театрального музея, я обнаружил, что нахожусь в театральном процессе как зритель вот уже более 50 лет. Каждый период имеет свои закономерности, свои векторы. Отчетливо помню 60-е годы, свой приход в театр. Оттепель, отход от канонов... Перестройка — свои откровения. Сегодня — свои. Хотя сегодня нет четко выраженной культурной политики в России, край как-то старается этот пробел заполнить — культурные ценности сохранять и приумножать.

Очень заметно меняется зрительская аудитория. Супераншлагов на концертах звезд сегодня уже не случается. Вместе с тем все больше молодежи на концертах симфонического оркестра, на оперных спектаклях. Опять же сегодня трудно представить себе зал оперного театра, заполненный под завязку в пять вечера 31 декабря. А ведь было такое... Что-то уходит, что-то приходит на смену. Меняются векторы, но культурная деятельность остается.

Досье «ВК»

Рукша Геннадий Леонидович

Родился 30 июня 1947 года в Красноярске. В 1965 году окончил Сибирский технологический институт по специальности «химия и технология высокомолекулярных соединений», инженер химик-технолог. В 1986 году — Кемеровский государственный институт культуры по специальности «культурно-просветительская работа», организатор-методист. Кандидат педагогических наук.

Трудовую биографию начал в 1969 году в Красноярском театре юного зрителя имени Ленинского комсомола в качестве уполномоченного по продаже билетов, затем работал администратором, главным администратором, заместителем директора театра.

С 1975 по 1978 г. — начальник отдела искусств управления культуры крайисполкома, в 1978-1981 гг. — инструктор отдела пропаганды Красноярского горкома КПСС, в 1981 году — инструктор отдела пропаганды Красноярского крайкома КПСС.

С 1981 по 1992 г. — заместитель начальника, начальник краевого управления культуры крайисполкома. В 1992 году — председатель комитета по делам культуры и искусства администрации Красноярского края.

С июля 2008 года по настоящее время — министр культуры Красноярского края.

Заслуженный работник культуры РФ, сенатор Международной организации по народному творчеству (IOV) при ЮНЕСКО. Автор работ по теории и практике культурной деятельности, профессор кафедры рекламы и социально-культурной деятельности СФУ. Вице-президент региональной общественной организации общества «Знание», член попечительского совета Фонда культурных инициатив.

Геннадий Васильев, «Вечерний Красноярск» № 38 (279)

Рекомендуем почитать