Конец света — самая киногеничная штука с начала кинематографических времён; а сейчас, с развитием компьютерных технологий, фантазии режиссеров и сценаристов на тему неминуемого уничтожения человечества становятся всё красочнее и масштабнее. Понижение интереса к этой теме в ближайшее время нам не грозит — нас ждут фильмы о нашествии инопланетян (один, «Скайлайн», начнётся буквально на следующей неделе), роботов (к 2012 году «Робокалипсис» снимет аж Стивен Спилберг) и, уверен, прочей разной нечисти, так что имеет смысл немного оглянуться и посмотреть на последние удачные попытки поговорить об этом. Благо их было более, чем достаточно.
«2012»
Не самое глубокое выступление по теме, знаю — но этот фильм-фейерверк большого специалиста по киношным разрушениям Роланда Эммериха брал чистой радостью, с которой создатели картины сочиняли сценарии диких катаклизмов один масштабнее другого. Ну, и конечно, подкупала вера создателей фильма в маленького человека с семьей — даже когда весь мир вокруг рушится, ячейка общества остаётся несокрушима.
«Дорога»
Если для одних конец света — только повод для грандиозных пиротехнических шуток, то для других это возможность задать человеку, поставленному в максимально жесткие условия, ряд честных и не всегда приятных вопросов. «Дорога» Джона Хиллкоата, поставленная по роману Кормака МакКарти, угрюмо подчеркивает, что когда наступит коллапс цивилизованного общества, легко никому не будет — но всё же находит силы намекнуть, что даже среди руин всего, на чём держалось человечество, всё равно остаётся немного места для надежды на лучшее.
«Сказки юга»
Апокалипсис в формате идиотского риэлити-шоу на МТВ — интересный вариант. За такой амбициозный (и бардачный) взгляд на серьёзное, в общем-то, дело молодого выскочку Ричарда Келли, автора «Донни Дарко», тоже так или иначе построенного вокруг идеи конца света, большие и серьёзные люди закатали в асфальт так, что он до сих пор не пришёл в себя. Идея у Келли, меж тем, была весьма интересная — по его версии мир заканчивался не взрывом и не всхлипом, как у знаменитого поэта, а этаким всхрапом идиотского хохота. Что становится всё более убедительным вариантом, чем дольше глядишь в окно.
«Дитя человеческое»
В этой блестящей антиутопии Альфонсо Куарона конец света как таковой ещё не наступал, но уже неотвратимо надвигался из-за горизонта — ибо какое будущее может быть у человечества, которое потеряло способность продолжения рода? На ответе на этот вопрос у Куарона получилось выстроить фильм одновременно злой, невероятно мощный и эмоционально пронзительный — ну, и вообще один из лучших за нулевые.
«Носители»
А эта мало кем замеченная картина подошла к вопросу конца света с несколько неожиданной стороны. Здесь апокалипсис рассматривается не как внешний «биг бада бум», а как тихий внутренний коллапс всего человеческого в тебе самом. Как выяснилось, так даже страшнее — потому что разрушенный мир вокруг при наличии сил можно отстроить обратно, а внутреннюю бездну, если уж довелось её однажды открыть, не заполнить уже ничем.
Картины, заслужившие почетное упоминание в этой теме:
«Я — легенда» — отмечу, что смотреть нужно не в театральной версии, заканчивающейся гранатой, а строго в режиссерской, в финале которой этот грандиозный блокбастер за 150 миллионов долларов тоже оказывается пронзительной драмой о том, как человечность гибнет в отдельно взятом индивидууме.
«Знамение» — объяснять, чем заслужил упоминание в теме о конце света данный фильм, значит портить впечатления тем, кто его ещё не посмотрел. Поэтому скажем так — посмотрите, поймёте.
«28 недель спустя» — просто как образцовое кино в жанре.
«Явление» — включим в список исключительно за идею.
Сергей Мезенов